Французский инженер-самоучка Клемент Адер, живший во второй половине 19-го века, всю свою жизнь мечтал построить летательный аппарат. Но сначала не было денег, а когда к сорока годам они появились благодаря успешным работам в области телефонии, Адер твердо решил исполнить свою мечту. Его первый летательный аппарат, подобно многим в ту пору, имел пару деревянных птичьих крыльев, выполненных с точностью до перышка, а вместо двигателя изобретатель полагался на собственные мускулы. Увы, первый опыт успеха не принес.
Помня о заветах Леонардо, свои следующие машины Адер снабдил крыльями летучей мыши. Было построено несколько удивительных летательных аппаратов - аэропланов, выполненных из шелка и бамбука, с бесшумными и легкими паровыми машинами, вращающими лопасти пропеллеров, похожие на оперение журавля. Аппараты (их назвали «авион») имели размах крыльев около 12—14 метров, весили крылья авиона совсем немного — около 75 кг. А еще крылья складывались совсем как у летучей мыши. В таком виде авион мог поместиться в небольшом сарае. Предполагалось, что и управление авионом будет происходить по подобию с летучей мышью — перестановкой и изгибанием крыла.
К сожалению, Адер, как и все его современники, не подозревал о коварстве аэродинамических сил. Все авионы, едва оторвавшись от земли, теряли устойчивость и ломались.
Но вот что удивительно — двигатели на них стояли самые легчайшие по тем временам — паровые машины высокого давления, работавшие по замкнутому циклу.
Многое в них было заимствовано от паровых машин самолета Можайского. Их удельный вес составлял 3 кг на одну лошадиную силу, что уже было достаточно для полета хорошо рассчитанного аэроплана.
Адера, как и многих, погубила аэродинамика.
С позиций нашего времени, авион – это самолет-бесхвостка с переменной кривизной крыла. Аэродинамические возможности таких летательных аппаратов изучаются и сегодня.