В 1860 году лейтенант австрийского фпота Люппус создал мину, перемещавщуюся с помощью часового механизма. Она хоть и оказалась слишком тихоходной, но подвигла многих изобретателей на создание столь остро необходимого морякам оружия.
Более удачной была конструкция российского инженера И.Ф.Александровского - она приводилась в действие маховиком. Однако на его раскручивание уходило немало времени, что также не устраивало моряков.
В 1872 году англичанин Роберт Уайтхэд вместе с 12-летним сыном сделал мину, двигавшуюся при помощи сжатого воздуха. Он же и окрестил ее "торпедо".
Уже через три года торпеды стали поступать на вооружение чуть ли не всех стран мира. Но, к этому времени научились уходить от торпед. Поэтому понадобилось более совершенное оружие.
В 1899 году лейтенант И.И.Назаров предложил имеющийся в баллоне торпеды сжатый воздух использовать для сжигания топлива, а кроме того, впрыскивать воду в камеру сгорания. Образовавшаяся парогазовая смесь поступала в поршневую машину типа паровой и приводила в действие винт. Это новшество позволило почти при тех же габаритах и весе многократно увеличить энергоемкость торпеды.
В 1914 году парогазовые торпеды развивали скорость 80 км/ч, имели дальность 15 км и несли заряд массой 250 кг. А для их надежного управления вскоре австрийским лейтенантом Л.Обри был создан специальный гироскопический прибор.
Разумеется, торпеды совершенствовались и в дальнейшем. Однако парогазовые торпеды оставили в технике особый след. Прибор Обри, разумеется, сильно усовершенствованный, и сегодня применяется для управления ракетами. А камеры сгорания, в которых готовилась парогазовая смесь, стали прообразом камер ракетных двигателей.
Устройство парогазовой торпеды.
В носовой частя - взрыватель и боевой заряд. Далее - баллон со сжатым воздухом, запас керосина и пресной воды, камера сгорания и ходовая машина, приводившая в действие соосные винты, которые вращались в разные стороны. Прибор управления на данном рисунке не показан из-за его малых размеров.