Природа электричества и по сей день остается во многом загадочной.
Изобретение же электромотора стало возможным благодаря ряду прозрений. Как, например, у Фарадея, построившего удивительно простой по конструкции, но очень непрактичный электродвигатель.
Первые пригодные к использованию электромоторы представляли собою сложные рычажные механизмы, где движение железной балванки, притягиваемой электромагнитом, преобразовывалось во вращение вала. Одним иэ таких двигателей был двигатель Грюэля. Главный недостаток подобных устройств - значительные потери на трение и неравномерность хода. Вал врашался резкими толчками. Однако сегодня дальние потомки таких двигателей применяются в некоторых наручных часах.
Большинство современных электромоторов возникли в результате постижения принципа обратимости.
Если электрогенератор питать электричеством, он превращается в электромотор.
Этот принцип открыл в 1833 году русский академик Э.Х. Ленц. Идея электрогенератора в почти современной его форме вышла из лаборатории Фарадея годом раньше, куда принес чертеж таинственный незнакомец, подписавшийся латинскими буквами «Р М.».
Первый практически пригодный электродвигатель построил в 1834 году русский ученый М. Г. Якоби.
В 1838 году его ставили на пассажирские моторные лодки, которые ходили по Неве. Однако коммерческая жилка у ученого была слаба, и эксперименты с речными судами скоро заглохли.
Лишь в 90 х годах 19 века на Гудзоне, а затем на Темзе появились прогулочные суда с электродвигателями, работающими от свинцовых аккумуляторов. Одну из таких лодок, созданных американцем Рекенцауном, вы видите на рисунке внизу.