То, что мы сказали о фотографии, до известной степени
применимо и к картинам, созданным рукой художника: их всего лучше
рассматривать тоже с надлежащего расстояния. Только при этом условии
ощутите вы перспективу и картина покажется не плоской, а глубокой
и рельефной. Полезно смотреть также одним, а не двумя глазами, особенно
на картины небольших размеров.
“Давно известно, — писал по этому поводу английский
психолог В. Карпентер в упомянутом сочинении, — что при внимательном
рассматривании картины, где перспективные условия, свет, тени и
общее расположение деталей строго соответствуют изображаемой действительности,
производимое впечатление гораздо живее, если смотреть одним глазом,
а не обоими, и что эффект усиливается, когда мы смотрим через трубку,
исключающую всю постороннюю обстановку картины. Факт этот объясняли
раньше совершенно ложно. „Мы видим одним глазом лучше, чем двумя,
— говорит Бекон, — потому что жизненные духи сосредоточиваются при
этом в одном месте и действуют с большей силой".
В действительности же тут дело в том, что когда
мы смотрим обоими глазами на картину в умеренном расстоянии, то
принуждены признать ее плоской поверхностью; когда же мы смотрим
только одним глазом, ум наш легче может поддаться впечатлению перспективы,
света, теней и т. д. Отсюда, когда мы всматриваемся пристально,
картина приобретает в скором времени рельефность и может даже достичь
телесности реального ландшафта. Полнота иллюзии будет главным образом
зависеть от верности, с которой воспроизведена на картине действительная
проекция предметов на плоскости... Преимущество видения одним глазом
зависит в этих случаях от того, что ум свободен истолковывать картину
по своему произволу, когда ничто не заставляет его видеть в ней
плоскую картину”.
Уменьшенные снимки с больших картин дают нередко
более полную иллюзию рельефности, нежели оригиналы. Вы поймете,
отчего это происходит, если вспомните, что при уменьшении картины
сокращается то обычно большое расстояние, с которого следует рассматривать
изображение, поэтому снимок приобретает рельефность уже на близком
расстоянии.
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман