Здесь уместно рассказать о серии опытов, очень нравившихся
посетителям “Павильона занимательной науки” в Ленинградском ЦПКО
на Кировских островах. Один из уголков помещения обставлен, как
гостиная. Вы видите мебель в темно-оранжевых чехлах; стол, покрытый
зеленой скатертью; на нем — графин с клюквенным морсом и цветы;
полка уставлена книгами с цветными надписями на корешках. Сначала
все это показывается при обычном белом электрическом освещении.
Затем — поворотом выключателя — белое освещение заменяется красным.
Это порождает в гостиной неожиданную перемену: мебель становится
розовой, зеленая скатерть превращается в темно-лиловую; морс делается
бесцветным, как вода; цветы меняют окраску и кажутся совершенно
другими; часть надписей на книжных корешках бесследно исчезает...
При новом повороте выключателя уголок заливается зеленым светом
— и облик гостиной опять неузнаваемо изменяется.
Все эти занимательные метаморфозы хорошо иллюстрируют ньютоново
учение об окраске тел. Сущность учения в том, что поверхность тела
имеет всегда цвет не тех лучей, которые она поглощает, а тех, которые
она рассеивает, т. е. отбрасывает в глаз наблюдателя. Знаменитый
соотечественник Ньютона, английский физик Тиндаль, формулирует это
положение так:
“Когда мы освещаем предметы белым светом, то красный цвет образуется
от поглощения зеленых лучей, а зеленый — от поглощения красных,
между тем как остальные цвета в обоих случаях проявляются. Значит,
тела приобретают свой цвет отрицательным способом: окраска — следствие
не прибавления, а исключения”.
Зеленая скатерть, следовательно, оттого зеленого цвета при белом
освещении, что она способна рассеивать преимущественно лучи зеленые
и примыкающие к ним в спектре; прочие лучи она рассеивает в незначительном
количестве, большую же их часть поглощает. Если направить на такую
скатерть смесь красных лучей с фиолетовыми, то скатерть будет рассеивать
почти одни только фиолетовые, поглощая большую часть красных. Глаз
получит впечатление темно-лиловой окраски.
Примерна такова же причина и всех прочих цветовых метаморфоз в уголке
гостиной. Загадочным представляется лишь обесцвечивание морса: почему
красная жидкость при красном же освещении кажется бесцветной? Разгадка
в том, что графин с морсом стоит на белой салфетке, разостланной
на зеленой скатерти. Если снять графин с салфетки, сразу обнаруживается,
что в красных лучах жидкость в графине не бесцветная, а красная.
Бесцветной кажется она только рядом с салфеткой, которая в красном
освещении делается красной, но которую мы по привычке и по контрасту
с темной цветной скатертью продолжаем считать белой. А так как цвет
жидкости в графине одинаков с цветом мнимо белой салфетки, то мы
невольно приписываем и морсу белый цвет; он становится в наших глазах
уже не морсом, а бесцветной водой.
Опыты, подобные описанным, можно проделать и в упрощенной обстановке:
достаточно, раздобыв цветные стекла, рассматривать сквозь них окружающие,
предметы. (Подобные эффекты описаны в моей книге “Знаете ли вы физику?”.)
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман