Не думайте, что третий глаз здесь такая же обмолвка,
как третье ухо в устах взволнованного Ивана Игнатьевича из “Капитанской
дочки”: “Он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь”.
У нас речь в самом деле пойдет о том, чтобы видеть тремя глазами.
Видеть тремя глазами? Возможно разве приобрести себе третий глаз?
Представьте, мы будем говорить именно о таком зрении. Наука не в
силах дать человеку третий глаз, но в ее власти дать возможность
видеть предмет таким, каким он должен был бы казаться существу с
тремя глазами.
Начнем с того, что человеку, лишившемуся одного глаза, вполне возможно
рассматривать стереоскопические фотографии и получать от них то
впечатление рельефности, которого воспринимать непосредственно он
не может. Для этого нужно проектировать на экран, быстро сменяя
один другим, снимки, предназначенные для правого и левого глаза;
то, что человек двумя глазами рассматривает одновременно, одноглазый
будет видеть здесь последовательно, в быстрой смене. Но результат
полечится один и тот же, потому что весьма быстро сменяющиеся зрительные
впечатления так же сливаются в один образ, как и одновременные [Возможно,
что замечаемая иногда удивительная рельефность кинематографических
картин объясняется, помимо указанных ранее причин, еще отчасти и
тем эффектом, о котором сейчас говорится: если аппарат, производивший
съемку, мерно покачивался при этом (как часто бывает вследствие
работы механизма, движущего ленту), то снимки получались нетождественные;
при быстрой же смене этих снимков на экране они сливаются в пашем
сознании в рельефный образ.].
Но если так, то человеку с двумя глазами возможно одновременно видеть:
одним глазом — две быстро сменяющиеся фотографии, а другим — еще
одну фотографию, снятую с третьей точки зрения.
Иными словами, с одного предмета делаются три снимка, отвечающие
трем различным точкам, как бы трем глазам. Затем два из этих снимков
заставляют, быстро чередуясь, действовать на один глаз наблюдателя;
при быстром их чередовании впечатления сливаются в один сложный
рельефный образ. К этому образу присоединяется еще третье впечатление
— от другого глаза, который смотрит на третий снимок.
При таких условиях мы хотя и смотрим только двумя глазами, но впечатление
получаем совершенно такое же, как если бы смотрели тремя глазами.
Рельефность при этом достигает высшей степени.
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман