Ой, тени, тени черные,
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать — обнять!
Некрасов
Прадеды наши умели если не ловить свои тени, то
извлекать из них пользу: с помощью теней рисовали “силуэты” — теневые
изображения человеческой фигуры.
В наши дни благодаря фотографии каждый имеет возможность получить
свой портрет или запечатлеть черты дорогих ему людей. Но в XVIII
веке люди не были так счастливы: портреты, заказываемые художникам,
стоили больших денег и были доступны лишь немногим. Вот почему так
распространены были силуэты: до известной степени они заменяли тогда
современные фотографии. Силуэты — пойманные и закрепленные тени.
Они получались механическим путем и в этом отношении напоминают
противоположную им светопись. Мы пользуемся светом, предки наши
для той же цели пользовались его отсутствием — тенью.
Как зарисовывались силуэты, понятно из рис. 88. Голову поворачивали
так, чтобы тень давала характерный профиль, и обводили карандашом
ее очертания. Затем контур заливали тушью, вырезали и наклеивали
на белую бумагу; силуэт готов. При желании уменьшали его с помощью
особого прибора — пантографа (рис.89).
Рис. 88. Старинный способ получения силуэтных портретов.
Рис. 89. Уменьшение силуэтного портрета.
Рис. 90. Силуэт Шиллера (1790 г.).
Не думайте, что простой темный абрис не может дать
представления о характерных чертах оригинала. Напротив, удачный
силуэт отличается иногда поразительным сходством с оригиналом.
Эта особенность теневых изображений — при простоте контуров давать
сходство с оригиналом — заинтересовала некоторых художников, которые
стали рисовать в таком роде целые сцены, ландшафты и т. п. Постепенно
рисование силуэтов создало целую школу художников.
Курьезно происхождение самого слова “силуэт”: оно заимствовано от
фамилии французского министра финансов середины XVIII века, Этьена
де Силуэт, призывавшего своих расточительных современников к разумной
бережливости и упрекавшего французскую знать в чрезмерных тратах
на картины и портреты. Дешевизна теневых портретов подала повод
шутникам называть их портретами “a la Silhouette” (“по Силуэту).
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман