Частые посетители кинотеатров заметили, вероятно,
что некоторые картины отличаются необыкновенной рельефностью: фигуры
отделяются от заднего плана и настолько выпуклы, что забываешь даже
о существовании полотна и видишь словно подлинный ландшафт или живых
артистов на сцене.
Такая рельефность изображений зависит не от свойства
самой ленты, как часто думают, а от места, где помещается зритель.
Кинематографические снимки хотя и производятся с помощью весьма
короткофокусных камер, но проектируются на экран в сильно увеличенном
виде, — раз в сто, — так что их можно рассматривать двумя глазами
с большого расстояния (10 см * 100 = 10 м). Наибольшая рельефность
наблюдается тогда, когда мы смотрим на картины под тем же самым
углом, под каким аппарат “смотрел” на свою натуру при съемке. Тогда
перед нами будет естественная перспектива.
Как же найти расстояние, отвечающее такому наивыгоднейшему
углу зрения? Для этого нужно выбрать место, во-первых, против середины
картины, а во-вторых, на таком расстоянии от экрана, которое во
столько же раз больше ширины картины, во сколько раз фокусное расстояние
объектива больше ширины кинематографической ленты.
Для кинематографических снимков обыкновенно пользуются
камерами с фокусным расстоянием 35 мм, 50 мм, 75 мм, 100 мм, в зависимости
от характера съемки. Стандартная ширина ленты 24 мм. Для фокуса,
например, в 75 мм имеем отношение:
(искомое расстояние/ширина картины) = (фокусное
расстояние/ширина ленты) = 75/24
Итак, чтобы найти, на каком расстоянии надо в этом
случае сесть от экрана, достаточно ширину картины увеличить примерно
в 3 раза. Если ширина кинематографического изображения 6 шагов,
то лучшие места для рассматривания этих кадров расположены в 18
шагах от экрана.
Этого обстоятельства не следует упускать из виду
при испытании различных предложений, имеющих целью придать кинокартинам
стереоскопичность: легко приписать испытываемому изобретению то,
что обусловлено указанными причинами.
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман
Глава 9. Книга 1
Зрение одним и двумя глазами
Когда не было фотографии
Чего многие не умеют
Рассматривание фотографий
Как надо держать фотографию
Странное действие увеличительного стекла
Увеличение фотографий
Лучшее место в кинотеатре
Совет читателям журналов
Рассматривание картин
Что такое стереоскоп
Наш естественный стереоскоп
Одним и двумя глазами
Разоблачение подделок
Зрение великанов
Вселенная в стереоскопе
Зрение тремя глазами
Что такое блеск
Зрение при быстром движении
Сквозь цветные очки
“Чудеса теней”
Превращения окраски
Высота книги
Размеры башенных часов
Белое и черное
Какая буква чернее
Живые портреты
Обманы зрения
Как видят близорукие
Читаем дальше:
Глава 1. Книга 1. Скорость, сложение движений
Глава 2. Книга 1. Тяжесть, вес, рычаг, давление
Глава 3. Книга 1. Сопротивление среды
Глава 4. Книга 1. Вращение и вечные двигатели
Глава 5. Книга 1. Свойства газов и жидкостей
Глава 6. Книга 1. Тепловые явления
Глава 7. Книга 1. Лучи света
Глава 8. Книга 1. Отражение и преломление света
Глава 9. Книга 1. Зрение одним и двумя глазами
Глава 10. Книга 1. Звук и слух
Глава 7. Книга 2. Тепловые явления