Рис. 141. Поместите одни глаз (закрыв другой) приблизительно
в той точке, где пересекаются продолжения этих линий. Вы увидите
ряд булавок, словно воткнутых в бумагу. При легком перемещении рисунка
из стороны в сторону булавки кажутся качающимися.
Начерченная на рис. 141 группа булавок не представляет
на первый взгляд ничего особенного. Но поднимите книгу на уровень
глаз и, закрыв один глаз, смотрите на эти линии так, чтобы луч зрения
скользил вдоль них. (Глаз нужно поместить в той точке, где пересекаются
продолжения этих прямых.) При таком рассматривании вам покажется,
что булавки не начерчены на бумаге, а воткнуты в нее стоймя. Отводя
голову немного в сторону, вы увидите, что булавки словно наклоняются
в ту же самую сторону.
Эта иллюзия объясняется законами перспективы: линии
начерчены так, как должны были бы проектироваться на бумагу отвесно
торчащие воткнутые булавки, когда на них смотрят описанным выше
образом.
Способность нашу поддаваться зрительным обманам
вовсе не следует рассматривать только как недостаток зрения. Она
имеет и свою весьма выгодную сторону, о которой часто забывают.
Дело в том, что, если бы глаз наш неспособен был поддаваться никаким
обманам, не существовало бы живописи и мы лишены были бы всех наслаждений
изобразительных искусств. Художники широко пользуются этими недостатками
зрения. “На сей обманчивости все живописное художество основано,
— писал гениальный ученый XVIII века Эйлер в своих знаменитых ,,Письмах
о разных физических материях" [Издано в С.-Петербурге в 1774
г. в переводе Степана Румовского.]. — Ежели бы мы привыкли судить
о вещах по самой истине, то бы сне искусство (т. е. художество)
не могло иметь места, равно как когда бы мы были слепы. Всуе художник
истощил бы все свое искусство на смешение цветов; мы бы сказали:
вот на сей доске красное пятно; вот голубое, здесь черное и там
несколько беловатых линий; все находится на одной поверхности, не
видно на ней никакого в расстоянии различия и не можно бы было изобразить
ни единого предмета. Что бы на картине ни написано было, так бы
нам казалось, как письмо на бумаге... При сем совершенстве не были
ли бы мы сожаления достойны, лишены будучи удовольствия, которое
приносит нам ежедневно столь приятное и полезное художество?”.
Оптических обманов очень много, можно наполнить
целый альбом различными примерами таких иллюзий [В упомянутой выше
моей книжке “Обманы зрения” собрано более 60 образчиков оптических
иллюзий.]. Многие из них общеизвестны, другие менее знакомы. Привожу
здесь еще несколько любопытных примеров оптических обманов из числа
менее известных. Особенно эффектны иллюзии рис. 142 и 143 с линиями
на сетчатом фоне: глаз положительно отказывается верить, что буквы
на рис. 142 поставлены прямо. Еще труднее поверить тому, что на
рис. 143 перед нами не спираль. Приходится убеждать себя в этом
непосредственным испытанием: поставив острие карандаша на одну из
ветвей мнимой спирали, кружить по дугам, не приближаясь и не удаляясь
от центра. Точно так же, только с помощью циркуля, можем мы убедиться,
что на рис. 144 прямая AC не короче АВ. Сущность остальных иллюзий,
порождаемых рисунками 145, 146, 147, 148, объяснена в подписях под
ними. До какой степени сильна иллюзия рис. 147, показывает следующий
курьезный случай: издатель одного из предыдущих изданий моей книги,
получив от цинкографии оттиск этого клише, счел клише недоделанным
и готовился было уже возвратить его в мастерскую, чтобы счистить
серые пятна на пересечении белых полос, когда я, случайно войдя
в комнату, объяснил ему, в чем дело.
Рис. 142. Буквы поставлены прямо.
Рис. 143. Кривые линии этой фигуры кажутся спиралью;
между тем это окружности, в чем легка убедиться, водя по ним заостренной
спичкой.
Рис. 144. Расстояния AB и AC равны, хотя первое
кажется больше.
Рис. 145. Косая линия, пересекающая полоски, кажется
изломанной.
Рис. 146. Белые и черные квадраты равны, так же
как и круги.
Рис. 147. На пересечении белых полос этой фигуры
появляются и исчезают, словно вспыхивая, сероватые квадратные пятнышки.
В действительности же полоски совершенно белы по
всей длине, в чем легко убедиться, закрыв бумагой прилегающие ряды
черных квадратов. Это - следствие контрастов.
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман
Глава 9. Книга 1
Зрение одним и двумя глазами
Когда не было фотографии
Чего многие не умеют
Рассматривание фотографий
Как надо держать фотографию
Странное действие увеличительного стекла
Увеличение фотографий
Лучшее место в кинотеатре
Совет читателям журналов
Рассматривание картин
Что такое стереоскоп
Наш естественный стереоскоп
Одним и двумя глазами
Разоблачение подделок
Зрение великанов
Вселенная в стереоскопе
Зрение тремя глазами
Что такое блеск
Зрение при быстром движении
Сквозь цветные очки
“Чудеса теней”
Превращения окраски
Высота книги
Размеры башенных часов
Белое и черное
Какая буква чернее
Живые портреты
Обманы зрения
Как видят близорукие
Читаем дальше:
Глава 1. Книга 1. Скорость, сложение движений
Глава 2. Книга 1. Тяжесть, вес, рычаг, давление
Глава 3. Книга 1. Сопротивление среды
Глава 4. Книга 1. Вращение и вечные двигатели
Глава 5. Книга 1. Свойства газов и жидкостей
Глава 6. Книга 1. Тепловые явления
Глава 7. Книга 1. Лучи света
Глава 8. Книга 1. Отражение и преломление света
Глава 9. Книга 1. Зрение одним и двумя глазами
Глава 10. Книга 1. Звук и слух
Глава 7. Книга 2. Тепловые явления