Воспроизведения фотографий в книгах и журналах имеют,
конечно, те же свойства, что и оригинальные снимки: они тоже становятся
рельефнее, если рассматривать их одним глазом и с надлежащего расстояния.
Так как разные фотографии сняты аппаратами с различным фокусным
расстоянием, то отыскивать надлежащие расстояния для рассматривания
приходится испытанием. Закрыв один глаз, держите иллюстрацию на
вытянутой руке так, чтобы плоскость ее была перпендикулярна к лучу
зрения, а ваш открытый глаз приходился против середины снимка. Теперь
приближайте постепенно снимок, не переставая всматриваться в него;
вы легко уловите момент, когда он приобретет наибольшую рельефность.
Многие снимки, неотчетливые и плоские при обычном
рассматривании, получают глубину и ясность, если смотреть на них
описанным способом. Нередко при таком рассматривании становятся
заметны блеск воды и другие чисто стереоскопические эффекты.
Надо удивляться, что столь простые факты мало известны,
хотя почти все здесь сообщаемое излагалось в популярных книгах более
полувека назад. В “Основаниях физиологии ума” В. Карпентера — книге,
изданной в русском переводе еще в 1877 г., — читаем о рассматривании
фотографий следующее:
“Замечательно, что эффект этого способа рассматривания
фотографических картин (одним глазом) не ограничивается выделением
телесности предмета; другие особенности являются тоже с несравненно
большей живостью и реальностью, дополняя иллюзию. Это относится
главным образом к изображению стоячей воды — самой слабой стороны
фотографических картин при обычных условиях. Именно, если смотреть
на такое изображение воды обоими глазами, поверхность кажется восковой,
но если смотреть одним глазом, в ней часто замечается поразительная
прозрачность и глубина. То же можно сказать и относительно различных
свойств поверхностей, отражающих свет, например бронзы и слоновой
кости. Материал, из которого сделан предмет, изображенный на фотографии,
узнается гораздо легче, если смотреть одним глазом, а не двумя”.
Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Если
снимки при увеличении выигрывают в жизненности, то при уменьшении
они, напротив, проигрывают в этом отношении. Уменьшенные фотографии
выходят, правда, резче и отчетливее, но они плоски, не дают впечатления
глубины и рельефности. Причина после всего сказанного должна быть
понятна: с уменьшением фотографий уменьшается и соответствующее
“перспективное расстояние”, которое обыкновенно и без того чересчур
мало.
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман