Раньше мы говорили, что различные изображения одного
и того же предмета, сливаясь в нашем глазу при быстром чередовании,
создают зрительное впечатление рельефности.
Возникает вопрос: будет ли это только тогда, когда подвижные изображения
воспринимаются неподвижным глазом, или то же будет наблюдаться и
в равносильном случае, когда неподвижные изображения воспринимаются
быстро перемещающимся глазом?
Оказывается, как и следовало ожидать, что стереоскопический эффект
получается и в таком случае. Вероятно, многим читателям случалось
замечать, что кинематографические картины, снятые с быстро движущегося
поезда, обнаруживают необыкновенную рельефность, не уступающую той,
какая достигается в стереоскопе. Мы и непосредственно можем убедиться
в этом при внимательном отношении к тем зрительным впечатлениям,
которые воспринимаем при быстрой езде в вагоне или в автомобиле:
ландшафты, так наблюдаемые, отличаются стереоскопичностью, отчетливым
отделением переднего плана от заднего. Ощущение глубины заметно
возрастает, простирается вдаль больше тех 450 м, которые являются
пределом стереоскопического зрения для неподвижного глаза.
Не в этом ли кроется причина приятного впечатления, которое производит
на нас ландшафт, рассматриваемый из окна быстро мчащегося вагона?
Даль уходит назад, и мы отчетливо различаем огромность расстилающейся
кругом картины природы. Когда на быстро движущемся автомобиле мы
проезжаем через лес, то — по той же причине — каждое дерево, ветка,
листок воспринимаются нами отчетливо отграниченными в пространстве,
заметно отделяясь друг от друга, а не сливаясь в одно целое, как
для наблюдателя неподвижного.
А при быстрой езде по дороге в горной стране весь рельеф почвы воспринимается
непосредственно глазом, горы и долины ощущаются с осязательной пластичностью.
Все это доступно и одноглазым людям, для которых описываемые ощущения
являются совершенно новыми, неизведанными. Мы уже отмечали, что
для рельефного видения вовсе не необходимо, как обычно думают, одновременное
восприятие разных картин непременно двумя глазами; стереоскопическое
зрение осуществляется и одним глазом, если разные картины сливаются
при достаточно быстрой смене [Этим объясняется заметная стереоскопичность
кинематографических картин, если они засняты с поезда, огибающего
кривую, причем снимаемые предметы лежали в направлении радиуса кривой.
“Железнодорожный эффект”, который мы здесь имеем в виду, хорошо
известен кинооператорам.].
Нет ничего легче, как проверить сказанное: для этого потребуется
лишь немного внимания к тому, что мы воспринимаем, сидя в вагоне
поезда или в автобусе. При этом вы заметите, быть может, и другое
поразительное явление, о котором писал еще Дове сто лет назад (поистине,
ново то, что хорошо забыто!): мелькающие мимо окна близкие предметы
кажутся уменьшенными. Факт этот объясняется причиной, имеющей мало
общего со стереоскопическим зрением, а именно тем, что, видя столь
быстро движущиеся предметы, мы ошибочно заключаем об их близости;
если же предмет ближе к нам, — как бы бессознательно рассуждаем
мы, — то он должен быть в натуре мельче обычного, чтобы казаться
такой же величины, как всегда. Это объяснение принадлежит Гельмгольцу.
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман