По мерс развития авиации росла потребность в больших самолетах. Однако их создание - дело непростое. В аппаратах традиционной схемы основная масса сосредоточена в фюзеляже. Из-за этого в корневой части крыла возникают значительные силы, которые становятся опасными, когда их соотношение к площади поперечного сечения становится достаточно велико. Разрушающее напряжение растет быстрее, чем масса самолета.
Наступает предел, который без применения более прочных и легких материалов не преодолеть.
Между тем в 20 - 30-е годы авиаконструкторы при создании тяжелых машин делали упор не на улучшение материалов, а на изменение схемы летательных аппаратов.
— Если полезную нагрузку, топливо, двигатели рассуждали они, - равномерно распределить вдоль крыла, то мест с повышенной концентрацией сил попросту не будет.
Для осуществления этой идеи немецкий конструктор Румплер предложил простой путь - размещать под крылом несколько фюзеляжей. А чтобы не было проблем при приземлении, рекомендовалось сажать летательные аппараты на воду.
Проект четырехфюзеляжного десятимоторного гидросамолета предусматривал грузоподъемность 65 тонн плюс пассажиры и 35 человек команды, скорость 300 км/ч, дальность полета около 3000 км. Однако проект так и остался на бумаге. Одна из причин - в те времена не было надежного способа согласованного управления несколькими моторами, рулями и элеронами, как это предусматривалось на том гидросамолете. Но похожая схема из двух легких балок и кабины посередине широко применялась в истребительной авиации. Например, на подобном самолете Р-38 летал Антуан де Сснт-Экзюпери.
Создать же крупные самолеты такого рода удавалось редко. Пожалуй, единственным в полной мере двухфюзеляжным был советский тяжелый бомбардировщик К-7, построенный в 1933 году. Однако машину в серию не запустили, поскольку создателем заитересовалось НКВД.
Во время второй мировой войны к двухфюзеляжной схеме обратились американцы. Это сулило удвоение огневой мощи. Но вооруженные до зубов бомбардировщики не понадобились. Дальше проектов, одним из которых, судя по всему, был самолет фирмы «Боинг», дело не пошло.
Самолеты с несколькими фюзеляжами так и не состоялись. Тем не менее, несмотря на то, что современные авиационные материалы стали намного прочнее и легче, интерес к идее не пропал.
По материалам журнала «ЮТ»