Подводные суда ведут свою родословную со времен Александра Македонского. Еще Аристотель описывал применение в свою пору подводных аппаратов в военном деле. Правда, в современном представлении речь шла об использовании, скорее всего, водолазного колокола для переброски диверсантов.
А в 1536 году, как отметил Френсис Бэкон, в Толедо (Испания) было построено судно, которое могло перемещаться по морскому дну на колесах. Правда, подробностей о нем не сохранилось. Тем не менее это важное свидетельство о возрождении интереса человека к проблеме передвижения под водой.
Примерно век спустя, в 1620 году, голландский врач Корнелиус Ван-Дребель испытал крохотную весельную подводную лодку на Темзе. Результаты оказались столь успешны, что были построены два подводных судна, вмещавшие шестнадцать пассажиров. Они были сделаны из дерева, обтянуты кожей и имели шесть пар весел, которые выходили из корпуса через кожаные рукава. Однако из-за неожиданной смерти изобретателя работы не получили развития.
Первую же подлодку, нашедшую боевое применение в войне за независимость США, построили в 1776 году Саймоне и Беншель.
Ее корпус из листовой меди имел форму яйца. Два гребных винта приводил в движение человек. Дышал он воздухом, поступающим с поверхности через трубку. Вооруженная бочонком с порохом подлодка сумела скрытно подойти к английскому фрегату "Игл", но укрепить взрывчатку на окованном медным листом днище не удалось.
Следующая страница связана с именем Р.Фультона. В 1801 году по распоряжению Наполеона, тогда еще первого консула, была спущена на воду подлодка его конструкции. Она отличалась обтекаемой формой, имела винт, приводимый в действие тремя матросами, и складной парус.
За сходство с головоногим моллюском, умеющим плыть, подставляя свою перламутровую раковину ветру, судно было названо «Наутилусом».
Однако Наполеон не сумел оценить по достоинству очередное изобретение Фультона, как, впрочем, и его пароход. Тем не менее Фультон в зените своей славы сохранил верность императору, а когда тот был сослан на остров Святой Елены, даже приступил к постройке лодки для побега Наполеона.