В 1802 году профессор петербургской Академии наук В.В.Петров впервые подсоединил к мощной батарее два уголька, коснулся ими друг друга и чуть раздвинул. Вначале посыпались искры, затем промежуток между угольками заполнило ослепительное пламя, которое по форме напоминало огненный дугообразный мост.
Так был открыт электрический дуговой разряд — самый яркий на последующие сто с лишним лет источник света. Раньше всех дугу стали практически применять в России. В 1849 году академик БХ.Якобм установил дуговой фонарь на башне Адмиралтейства в Петербурге.
Гальванические батареи стоили очень дорого, но электрический свет оценили за необычайность и красоту. В 1856 году в Москве, в Лефортове, по случаю коронационных торжеств уже горело несколько электрических солнц.
Однако электрическая дуга нуждалась в постоянной регулировке расстояния между углями. Созданные для этого механические автоматы получились весьма сложны и дороги.
Остроумно проблему решил Г.Н.Яблочков. Он поставил два угля рядом, разделив их между собою изолирующим слоем, а сверху поставил электропроводящую перемычку, необходимую для зажигания дуги в момент включения. Дуга горела на концах углей 10 - 12 часов, до их полного выгорания.
За внешнее сходство со свечой устройство назвали свечой Яблочкова. В 80-к годах 19-го века она освещала улицы и театры Парижа, Лондона, дворцы монархов Камбоджи и Персии. Но и тогда дуговая лампа оставалась предметом роскоши, свет же был нужен всем.
Постепенно электрическую дугу начала вытеснять созданная в 90-е годы 19 века лампа накаливания. На единицу мощности она выдавала света примерно в 10 - 20 раз меньше, однако ее дешевизна и простота в обращении решили дело. Электротехники не смогли примириться с победой столь прожорливого источника света.
И вскоре на смену свече Яблочкова в начале 90-х годов 19 века появилась дуговая лампа Аронса.
Здесь дуга горела внутри стеклянной трубки, причем не на углях, а на ртутных электродах. Ртуть испарялась и тут же, не расходуясь, конденсировалась на прежнее место. Лампа была раз в 10 экономичнее ламп накаливания, но свет ее сильно искажал цветовосприятие.
Сегодня дальние потомки зтой лампы освещают автомобильные дороги всех стран мира. В их свете плохо различимы цвета, но для вождения автомобиля это не очень важно. Важно, что достигается почти 20-кратная экономия электроэнергии.
Когда едете по ночной автостраде, не забывайте: ее освещает электрическая дуга, открытая в 1802 году нашим соотечественником В.В.Петровым.