В старинных журналах 20 - 30-х годов 20-го века можно встретить фотографии летательных аппаратов, очень похжих на вертолет. Назывался такой летательный аппарат «автожир». Первым создал их испанский инженер Хуан де Ля Сиерва.
В чем же их отличие автожира от вертолета?
Если несущий винт вертолета вращается при помощи мотора, то у автожира его вращает встречный поток воздуха. Благодаря этому винт автожира оказался гораздо проще вертолетного.
Первый эксперимент Сиерва провел в 1920 году, а в 23-м году добился практических результатов и получил поддержку от военного ведомства Испании. При остановке мотора автожир способен на планирующий полет, а может начать очень крутой, почти вертикальный, спуск. Его обычный пробег при посадке 15 - 20 метров, а для взлета достаточно 40 - 50 метров. Это значит, что аэродром ему нужен в 2 - 3 раза меньших размеров, чем для самолета!
В 1928 году Сиерва на автожире С-8 совершает перелет из Лондона, где создана компания по их производству, в Париж. После чего начинается строительство автожиров во всем мире.
Американцы создают первый в мире автожир для перевозки четырех пассажиров.
К началу войны большинство их кораблей оснащено прекрасно вооруженными автожирами для разведки и борьбы с подводными лодками.
В нашей стране автожир был создан в 1936 году.
С появлением вертолета интерес к автожирам постепенно угасает. Однако их продолжают строить любители. Самостоятельно изготовить автожир гораздо проще, чем самолет!
В последние десятилетия идет работа над созданием автожира со сверхзвуковой скоростью полета.