На самом деле туман – это облако, образовавшееся у поверхности земли в результате конденсации водяного пара. Он состоит из капелек воды, хотя в полярных районах это скопление ледяных кристалликов, ведь температура воздуха здесь может опускаться и до -30°С.
В зависимости от причин, приводящих к образованию тумана, выделяют несколько его типов – радиационный, туман склонов, адвективный и туман испарения.
Туман очень опасен для автомобилистов, мореплавания и авиации, поскольку ограничивает видимость. В крупных городах туманы бывают очень плотными, так как именно в городах в воздухе находится большое количество твердых частичек пыли, так называемых, ядер конденсации, на которых и конденсируется вода. Туман в сочетании с дымом или пылью называется смогом.
Почему же из тумана не выпадает дождь? Дело в том, что туман, даже и являясь своеобразным облаком, не способен произвести осадков. Даже не каждое «настоящее» облако может их образовать, а только слоисто-дождевое или кучево-дождевое, то есть смешанные, мощностью более 1200 м, в которых находятся переохлажденные капельки и кристаллы.
В других видах облаков капельки воды или кристаллики льда настолько малы, что не могут противостоять восходящим токам воздуха и упасть на землю в виде осадков.
КАК ОБРАЗУЕТСЯ В НЕБЕ СЛЕД ЗА САМОЛЕТОМ?
Часто в небе мы можем наблюдать белый след за самолётом (инверсионный след) – это искусственные перистые облака, возникающие за самолётами в верхней тропосфере и нижней стратосфере.
Основная причина образования следа за самолётом – выбрасывание в атмосферу водяного пара в результате сжигания топлива.
При сжигании различных видов топлива (а в них всегда содержится углерод и водород) в результате реакции с атмосферным кислородом образуКается значительное количество углекислого газа и водяного пара. Так, при сгорании 1 кг керосина образуется около 1,3 кг водяного пара.
Последующее охлаждение водяного пара, поступившего из двигателя самолёта, приводит к образованию капель воды или кристалликов льда, из которых состоит облачный след.
Конденсационные облачные следы под влиянием турбулентного обмена, а при пересыщении водяного пара по отношению ко льду также и за счёт дополнительной сублимации атмосферного водяного пара увеличиваются в размерах и нередко превращаются в достаточно плотные перистые облака, особенно в тех случаях, когда на небосводе наблюдается несколько следов от пролета самолетов.
ОПАСЕН ЛИ РАДИАЦИОННЫЙ ТУМАН?
Даже при таком «серьезном» названии этот туман к вредной радиации никакого отношения не имеет.
Радиационный туман – это туман, возникший над поверхностью почвы, выхолодившейся путем излучения (чаще всего ночного, или зимой – круглосуточного). Такое излучение – часть радиационного обмена между нижними слоями атмосферы и подстилающей поверхностью.
Разновидностями радиационного тумана являются высокий и поземный туманы.
Высокий туман возникает на больших площадях в устойчивых антициклонах над сушей в холодное время года, главным образом вследствие длительного выхолаживания земной поверхности. Называется высоким потому, что возникает преимущественно сверху, как слоистые облака под слоем инверсии оседания, и затем постепенно распространяется вниз, до земной поверхности.
Поземный туман простирается на сравнительно небольшой высоте над почвой (это метры и десятки метров) и является результатом радиационного выхолаживания поверхности почвы в ночную часть суток. Образованию такого тумана способствует и рельеф местности – низины, близость болот и др.
Летом быстрый прогрев подстилающей поверхности обычно обеспечивает рассеяние радиационного тумана через 1-2 часа после восхода солнца.
Осенью туман может сохраняться в течение 3-5 часов после восхода солнца.
Зимой же, когда дневной прогрев над снежной поверхностью невелик, возникший туман может сохраняться в течение всего дня, если не произойдет смены синоптической обстановки.