С земли кучевая облачность представляется невесомой ватой. А из иллюминатора самолета сплошная слоисто-кучевая облачность выглядит мягкой пушистой периной. Неслучайно легкие и воздушные облака называют "парящими в небе белокрылыми лошадками". Но вся эта мягкость обманчива.
Каждый из нас, летая на самолетах, при пробивании облачности испытывал дискомфорт. Потрясывания и покачивания самолета, легкие броски вверх и вниз – результат нисходящих и восходящих воздушных потоков.
В кучево-дождевых облаках наблюдается сильная турбулентность. Скорость воздушных потоков может достигать 30 м/с (108 км/ч). Вследствие сильной турбулентности создаются перегрузки, угрожающие прочности самолетов. Неслучайно конструкции угрожающе потрескивают. Для непристегнутых пассажиров это чревато травмами различной степени тяжести.
Самыми опасными считаются грозовые облака. Специальные исследования показали, что мощные неупорядоченные движения в грозовых облаках создают перегрузки самолета до 2g. Они хотя и меньше эксплуатационных, но, накладываясь на маневренные перегрузки, могут создать суммарную перегрузку, превышающую предельно допустимую.
Кроме того, в грозовых облаках возможны очень высокие скорости вертикальных движений воздуха. По косвенным признакам, они могут достигать 60 м/с. Наибольшую опасность представляет попадание самолета в зону сильных вертикальных движений в верхней части грозового облака. Из-за разреженности атмосферы вблизи потолка самолета маневренность и допустимая перегрузка значительно меньше.
При сильной болтанке возникает опасность выхода самолета на закритический угол атаки, в результате чего двигатели могут запомпажировать (остановиться). При сильных неупорядоченных вертикальных движениях воздуха, независимо от управления самолетом, резко изменяются углы атаки и тангажа, а отсюда подъемная сила и лобовое сопротивление. В результате самолет неупорядоченно бросает вверх и вниз. Отмечены случаи, когда самолет бросало на 1700 м, а его непроизвольное кренение составляло 60°.
В середине прошлого века Фарадей предлагал построить оригинальный «приливный» генератор, принимая во внимание тот факт, что растворенные в морской воде соли распадаются на ионы. Так если ионы распределены в растворе беспорядочно, то он всегда электрически нейтрален.
Но когда морские волны пересекают магнитное поле Земли, то образуется естественная генерация тока. Ведь под действием магнитных силовых линий отрицательные и положительные ионы по правилу правой руки должны будут смещаться в ту или другую сторону. Значит, если в зоне мощных приливов и отливов установить электроды и включить их в электрическую цепь, то можно получать даровую энергию.
Однако модели подобных генераторов давали столь маленькое напряжение, что от них отказались.
Азбука физики Научные игрушки Простые опыты Этюды об ученых Решение задач Презентации