Растения также нередко прибегают к услугам планеров
— именно для распространения своих плодов и семян. Многие плоды
и семена снабжены либо пучками волосков (хохолки одуванчика, козлобородника,
хлопчатника), которые действуют наподобие парашюта, либо же поддерживающими
плоскостями в форме отростков, выступов и т. п. Такие растительные
планеры можно наблюдать у хвойных, кленов, вязов, березы, граба,
липы, многих зонтичных и т. д.
В известной книге Кернера фон Марилауна “Жизнь растений” читаем
об этом следующее:
“При безветрии в солнечные дни множество плодов и семян поднимается
вертикальным воздушным течением на значительную высоту, но после
захода солнца обыкновенно снова опускается неподалеку. Такие полеты
важны не столько для распространения растений вширь, сколько для
поселения на карнизах и в трещинах крутых склонов и отвесных скал,
куда семена не могли бы попасть иным путем. Горизонтально же текущие
воздушные массы способны переносить реющие в воздухе плоды и семена
на весьма большие расстояния.
У некоторых растений крылья и парашюты остаются в соединении с семенами
только на время полета. Семянки татарника спокойно плывут по воздуху,
но, как только встретят препятствие, семя отделяется от парашюта
и падает на землю. Этим объясняется столь частое произрастание татарника
вдоль стен и заборов. В других случаях семя остается все время соединенным
с парашютом”.
На рис. 33 и 34 изображены некоторые плоды и семена, снабженные
“планерами”.
Рис. 33. Плод козлобородника.
Рис. 34. Летучие семена растений; a — крылатка клена,
b — сосны, c — карагача, d — березы.
Растительные планеры во многих отношениях даже совершеннее
человеческих. Они поднимают сравнительно со своим собственным весом
гораздо больший груз. Кроме того, этот растительный самолет отличается
автоматической устойчивостью: если семечко индийского жасмина перевернуть,
оно само повернется обратно выпуклой стороной вниз; если при полете
семя встречает преграду, оно не теряет равновесия, не падает, а
плавно опускается вниз.
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман