Столь поражающие нас “чудеса”, совершаемые чревовещателями,
основаны на тех же особенностях слуха, о которых мы беседовали на
предыдущих страницах.
“Если кто-нибудь ходит по гребню крыши, — пишет проф. Гампсон, —
то голос его внутри дома производит впечатление слабого шепота.
По мере того как он удаляется к краю здания, шепот все слабеет.
Если мы сидим в какой-нибудь комнате дома, то наше ухо ничего не
может нам сказать относительно направления звука и расстояния говорящего
лица. Но по изменению голоса наш разум выведет заключение, что говорящее
лицо удаляется от нас. Если же самый голос скажет нам, что обладатель
его движется по крыше, то мы легко поверим этому заявлению. Если
бы, наконец, кто-либо стал разговаривать с этим лицом, будто бы
находящимся снаружи, и получал осмысленные ответы, то иллюзия получалась
бы полная.
Таковы условия, при которых действует чревовещатель. Когда очередь
говорить доходит до человека на крыше, чревовещатель слабо бормочет;
когда же очередь доходит до него, он говорит полным, чистым голосом,
чтобы оттенить контраст с другим голосом. Содержание его замечаний
и ответов его мнимого собеседника усиливает иллюзию. Единственным
слабым пунктом в этом обмане могло бы оказаться то обстоятельство,
что мнимый голос лица, находящегося снаружи, фактически исходит
от человека на сцене, т. е. имеет ложное направление.
Следует еще заметить, что название чревовещатель является неподходящим.
Чревовещатель должен скрывать от своих слушателей тот факт, что,
когда очередь доходит до мнимого партнера, он в действительности
говорит сам. Для этой цели он пользуется различными уловками. При
помощи всякого рода жестов он старается отвлечь внимание слушателей
от себя. Склоняясь набок и держа руку у уха, как будто прислушиваясь,
он стремится по возможности спрятать свои губы. Когда он не может
спрятать своего лица, то старается делать лишь самые необходимые
движения губами. Этому помогает то обстоятельство, что часто требуется
лишь неясный, слабый шепот. Движения губ скрываются так хорошо,
что некоторые люди думают, будто голос артиста выходит откуда-то
из глубины его тела, — отсюда название: чревовещатель.
Итак, мнимые чудеса чревовещания всецело основаны лишь на том, что
мы не в состоянии в точности определять ни направление звука, ни
расстояние до звучащего тела. В обычной обстановке мы достигаем
этого лишь приблизительно; но достаточно поставить нас в не совсем
обычные условия восприятия звука — и мы уже поддаемся самым грубым
ошибкам в определении источника звука. Наблюдая сам чревовещателя,
я не мог преодолеть иллюзии, хотя хорошо понимал, в чем здесь дело.
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман