Для начала надо сказать, что известный русский ученый-химик Д.И. Менделеев не был новичкомв полетах на воздушных шарах, хотя никогда
не поднимался на них в одиночку. Менделеев был командирован
Морским министерством за границу для изучения воздухоплавания. На Всемирной выставке
в Париже он поднимался на привязном аэростате А. Жиффара и
встречался со многими французскими учеными. Сохранилась
фотография большого аэростата Жиффара, на котором Д.И.Менделеев
поднимался в воздух в 1878 году в Париже.
Полное солнечное затмение 7 августа
1887 г. должно было длиться около 2 минут. В Тверской губернии
предполагалось поднять наблюдателей на двух аэростатах: один
из них принадлежал Военному министерству, на нем, вместе с
военным аэронавтом А.М. Кованько, должен был лететь Д.И.
Менделеев. Утром 7 августа на аэродроме в
Клину было пасмурно и туманно. "Примерно в 6 ч. 20 м. мы
отправились к аэростату. Он слегка покачивался в воздухе и
был не вполне раздут газом… быть может, оттого подъемная сила
не велика, что шар намок и недостаточно наполнен". Кругом аэростата была масса народа и стояло множество
экипажей.
Специалисты были обеспокоены тем, что подъемная сила аэростата
оказывается малой и что двоим лететь
нельзя. Менделеев, простившись с родными, вошел в корзину.
Подъемная сила аэростата оказалась недостаточной для подъема двух
человек. Тогда Менделеев сказал Кованько, что летит один.
"Главною причиною,
конечно, служило то соображение, что, быть может, я и один в состоянии буду не только управиться с
хозяйством аэростата, за которым мне не было повода смотреть
до сих пор, но и успею увидеть и сделать наблюдение затмения. Оно
приближалось, медлить было некогда. Ходячие правила аэронавтики я
знаю давно. Затем мне мелькнула мысль, что если
шар не отлетит, то это произведет весьма нехорошее впечатление ... на всю
судьбу аэростатических восхождений у нас. Полезно
было отправиться уже для того, чтобы показать, что аэростат не есть
такое средство, которое требует продолжительной практики
владения им, что это есть способ передвижения, которым можно
управлять с легкостью, даже и при полном отсутствии предварительного
прямого опыта. Править неизвестной лошадью,
по мне, труднее, чем аэростатом. Немалую роль в моем
решении играло также то соображение, что о нас, профессорах и
вообще ученых, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем,
но практическим
делом владеть не умеем…. Мне хотелось
демонстрировать, что это мнение … несправедливо в отношении к
естествоиспытателям, которые свою жизнь проводят … в
исследованиях природы. Здесь же для этого представлялся отличный
случай. Сверх всего этого, я должен признаться, меня соблазняла
также мысль быть в первый раз на аэростате
именно одному". Веревки были отпущены, аэростат начал подниматься и на высоте 600
метров вышел из облаков. К этому моменту солнце находилось в
полной фазе затмения.
"Прежде
всего нужно сказать, что темноты совсем не было. Были сумерки.
Весь вид был свинцово-тяжелый, гнетущий. Увидев
солнце с "короною", я, прежде всего, был поражен им и обратился к
нему ... ».
Полет продолжался в течение
трех часов. За это время Менделеев сделал
измерения давления и температуры и подготовился к спуску,
распутав запутавшуюся веревку от выпускного клапана и подняв в
корзину якорный канат. Спустившись на землю в Калязинском уезде
Тверской губернии, он вернулся в Клин через Москву.
Экспозиция, посвященная полету Д.И. Менделеева на воздушном шаре
для наблюдения
солнечного затмения, в Московском Политехническом
музее.
Корзина воздушного шара, на котором Д.И. Менделеев
совершил полет из Клина в 1887 году
в том же музее.