Стратостат «Осоавиахим-1» был создан в 1933 году в Ленинграде. Еще при окончании строительства были обнаружены недостатки в конструкции единственного люка гондолы стратостата. Для открывания люка гондолы нужно было отвернуть 24 гайки, а затем снять крышку со шпилек. Даже в наземных условиях для этого требовалось несколько минут.
Балласт, необходимый для безопасного спуска аэростата (1 т мелкой свинцовой дроби) помещался внутри гондолы. Для сбрасывания имелось устройство в виде воронки. Дробь зачерпывалась совком и засыпалась в воронку. Скорость сбрасывания балласта была низкой: для освобождения от тонны балласта требовалось больше часа времени. Поэтому было невозможно быстро сбросить балласт при опасном возрастании скорости спуска. Полет аэростата «Осоавиахим-1» задержали, но исправить недостатки не удалось.
30 января 1934 г. в 9 часов утра «Осоавиахим-1» поднялся в воздух из Кунцева под Москвой. Экипаж стратостата состоял из трех человек: командира П.Ф. Федосеенко, инженера А.Б. Васенко и научного сотрудника И.Д. Усыскина. Стратостат быстро набирал высоту и вскоре скрылся в облаках. К 11.00 стратостат достиг высоты около 21000 м, а в 11.49 передача сведений со стратостата прекратилась.
Как выяснилось позднее из дневников, в 12ч 33 мин стратостат достиг высоты в 22000 м. По результатам работы следственной комиссии было установлено: последняя запись в бортовом журнале – в 16ч 10мин - все нормально; в 16ч 21 мин перестал работать барометр; в 16ч 23 мин от удара о землю остановились карманные часы одного из стратонавтов.
Причиной катастрофы считается чрезмерно возросшая скорость снижения с высоты 12 км, вызвавшая разрыв строп и отрыв гондолы. Пребывание стратонавтов на предельной высоте в течение четырех часов поставило воздухоплавателей в тяжелое положение: … в высоких слоях атмосферы, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха, оболочка шара и водород в ней перегрелись, водород расширился и частично вышел из оболочки. По мере спуска оболочка и газ в ней охлаждались, что вызвало уменьшение подъемной силы. Резко увеличилась скорость спуска. Крепления гондолы не выдержали резкого толчка. Гондола оторвалась, стратонавты не успели что-либо предпринять.
Участникам полета были присвоены звания Героев Советского Союза. На месте падения стратостата был поставлен обелиск.
СГОРЕВШИЙ «СССР-2»
Несмотря на гибель «Осоавиахима-1», программа стратосферных исследований была продолжена. В мае 1934 г. был сооружен гигантский стратостат «СССР-2» объемом 300000 м3.
В качестве материала для оболочки выбрали парашютный шелк — ткань более легкую и прочную, чем применявшийся ранее перкаль. С внутренней стороны оболочку решили покрыть тонким слоем резины, с наружной — составом резины и алюминиевого порошка. Старт «СССР-2» с двухместной гондолой наметили на сентябрь 1934 года. Ночью начали закачивать водород. Учитывая огромный объем оболочки, все очень торопились, чтобы начать подъем рано утром, когда обычно бывает штиль. На центральном московском аэродроме располагалась гигантская оболочка, а вокруг 1000 баллонов
со сжатым водородом. Началось наполнение оболочки. Она растет все выше… Уже верхний купол на высоте 100 метров. Часть оболочки еще лежит на земле и вздувается горбом, водород внутри с шумом прорывается вверх. И вдруг раздался глухой грохот и показались языки пламени. При наполнении оболочки неожиданно произошло ее воспламенение из-за электризации шелковой ткани. Одной искры оказалось достаточно, чтобы воспламенить водород. Потом выяснилось, что рабочие завода «Каучук», готовившие оболочку, не могли ходить по ней босиком, т.к. она «кололась». Масса шелковой прорезиненной ткани при шевелении заряжалась электричеством, и рабочим были выданы резиновые тапочки. В итоге всего за пять минут огонь полностью уничтожил стратостат. К счастью, обошлось без человеческих жертв.
ПОЛЕТ «СССР-1 бис»
На лето 1935 года был намечен полет стратостата «СССР-1 бис». Свое название стратостат получил потому, что на нем использовались оболочка и гондола стратостата «СССР-1». Вместе с тем он был оборудован забортным парашютом диаметром 34 м и площадью до 1000 м2. Такой парашют включался в комплект стратостата впервые в мировой практике. С его помощью гондола могла в аварийной ситуации спуститься, отделившись от оболочки стратостата. Гондола стратостата представляла собой современную летающую обсерваторию, разделенную на восемь отсеков, начиненных исследовательской аппаратурой.
В состав экипажа входили: командир Х.Я. Зилле и стратонавты Ю.П. Прилуцкий и А.Б. Вериго.
26 июня 1935 г. стратостат поднялся на рассвете из Кунцева. Научная программа полета включала исследование космических лучей. Подъем проходил несколько быстрее обычного, и уже через полтора часа после старта стратостат достиг потолка — 16000 м. Казалось, ничто не предвещало беды, но внезапно начался самопроизвольный спуск. После отметки 15000 м скорость спуска резко возросла. Стало ясно, что из оболочки идет утечка водорода. Гондолу трясло и мотало из стороны в сторону. После аварийного сброса балласта скорость снижения несколько уменьшилась, но все же оставалась угрожающе большой. Командир отдал приказ другим участникам полета прыгать с парашютом, а сам остался в гондоле один. Отдав балласт, он уменьшил скорость снижения. В оболочке еще оставался газ, и скорость снижения не превышала трех метров в секунду, но командир решил все-таки принять все меры предосторожности, и когда высота достигла 2000 м, он вылез из гондолы и встал на ступеньках внешней металлической лестницы. Гондола мягко коснулась земли, а оболочка легла по ветру. Научная аппаратура оказалась в полной исправности.
За за мужество и отвагу экипаж стратостата был награжден орденами Ленина.