Пожалуйста, не волнуйтесь, читатель! Речь пойдет не об упомянутых
вскользь "летучих голландцах" с экипажами, возможно, умерщвленными
звуком. И не об описанной Октавом Мирбо китайской пытке под непрерывно
звонящим колоколом, при которой узник, предварительно сойдя с ума,
умирает через сутки-двое. И даже не о плавающих вверх брюхом (все
в кровоподтеках!) рыбках, находящихся вблизи вибратора мощного гидролокатора
в момент излучения им импульсов. Нет, речь пойдет о смерти радующей,
о смерти исконного врага моряков всех времен и народов - "морского
желудя" - балянуса и ему подобных мелких организмов, которыми
обрастает подводная часть кораблей, в результате чего их скорость
заметно снижается.
Падение скорости может достигать 1--1,5 узла, что наносит значительный
материальный ущерб пароходствам. Естественно, с этим мириться трудно.
Наиболее распространенный прием борьбы - применение необрастающих
красок для подводной части судов. Однако срок службы этих красок,
как правило, не превышает года, после чего судно необходимо вновь
доковать и окрашивать. К тому же краски (эффект которых основан
на выщелачивании в воду ядовитых веществ - таких, например, как
мышьяк) загрязняют воду и в течение довольно продолжительного времени
(когда судно уже уйдет из данного района) воздействуют на те мелкие
морские организмы, убивать которых уж нет никакого смысла.
Вот и возникла мысль использовать для целей борьбы с поселениями
балянусов и мидий мощные ультразвуковые колебания. Несколько ультразвуковых
вибраторов укрепляют вдоль корпуса судна изнутри к его обшивке.
Вибраторы возбуждают колебания обшивки, вблизи нее возникает мощное
ультразвуковое поле.
Каков же механизм губительного воздействия ультразвука на подводных
"колонистов"? Прежде всего, обратили внимание на механические
силы кавитационной природы. Известно, что при значительном разрежении
(в частности, вследствие мощных упругих колебаний) в жидкости образуются
участки разрыва сплошности, в которые диффундирует растворенный
в ней воздух, а при более сильных разрежениях- и водяной пар.
Кавитация на судах более известна как вредное явление. Она вызывает
эрозию лопастей гребных винтов, превращая их за короткое время в
обглоданные изъязвленные пластинки; в рыболокаторах я гидролокаторах
образующиеся при особенно мощном излучении облака кавитационных
пузырьков у вибраторов не пропускают излучаемые и принимаемые сигналы.
Но вот в деле борьбы с биологическими объектами, поселяющимися на
корпусах кораблей, кавитация явно полезна. Довольно скоро после
появления кавитационные пузырьки захлопываются.
Характерная картина наружной поверхности подводной части судна,
не защищенной от обрастания: морские желуди и другие организмы делают
поверхность обшивки шероховатой.
Кавитационные пузырьки, возникающие на наружной поверхности обшивки
при работе ультразвукового вибратора, не дают развиваться на обшивке
колониям морских организмов.
При этом в воде возникают значительные силы и смещения, приводящие
к гибели как самих "обрастателей", так и их личинок.
Долгое время других причин гибели обрастателей под действием мощного
ультразвука не искали. Потом заметили, что при кавитации и связанных
с ней процессах электролиза выделяются азотная кислота и перекись
водорода, это также не может не повлиять на жизнедеятельность обрастателей.
Высказывались и другие гипотезы о причинах их гибели: возникающие
в воде при кавитации тепловые поля, пульсации давления, мешающие
личинкам обрастателей закрепляться на поверхности корпуса, и даже...
снижение электрокинетического потенциала, а следовательно, и жизнедеятельности
клеток организмов, подвергающихся озвучиванию.
Как бы то ни было, явление ультразвукового противообрастающего облучения "работает". Частоты и интенсивность излучаемого звука
выбирают такими, чтобы он не вызывал травмирующего действия на личный
состав судов (ведь при работе вибраторов и вызванных ими колебаниях
обшивки определенное излучение происходит и внутрь судна). Оказалось,
что достаточно сильное угнетающее действие на балянусов и их собратий
наблюдается уже при мощностях вибраторов 200--300 ватт. При большой
толщине обшивки судна, как установил В.В. Корнев, мощность вибраторов
приходится увеличивать.
Сколько же вибраторов требуется для эффективных мероприятий против
обрастания? Может быть, ими потребуется усеять подводную часть судна?
П. И. Щербаков в своей статье в научно-популярном журнале указывает,
что на отечественных судах устанавливают не более шести вибраторов,
а иногда их количество сокращают до двух. Режим их работы может
быть либо непрерывным, либо периодическим. Последнее обусловлено
тем, что процесс прикрепления личинок обрастателей к корпусу судна
продолжается несколько часов (до 20), поэтому даже при периодическом
включении вибраторов вероятность уничтожения личинок достаточно
велика. Во время движения судов вибраторы можно включать реже, так
как возникающие при ходе судна гидродинамические силы содействуют
срыву личинок с поверхности обшивки.
И если случайные купальщики в какой-либо из гаваней почувствуют
резь в ушах, беспокоиться не следует: просто одно из стоящих вблизи
судов включило вибраторы ультразвуковой защиты. Но ультразвук этот
таков, что убивает он только мелкие морские организмы, которые любят
селиться большими колониями на подводной части судов.
Другие страницы из книги И.И. Клюкина « Удивительный мир звука»