Я всегда считал, что литература существует, по меньшей мере, столько
же для уха, сколько для глаза.
Н. Винер. Я - математик.
Что предпочесть в каждом конкретном случае, какой из органов чувств
более информативен? Многим этот вопрос покажется праздным или даже
схоластическим, но специалисты по инженерной психологии не снимают
его с повестки дня.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"- гласит народная мудрость, и это, казалось бы, дает исчерпывающий ответ.
Обратимся, однако, к данным научных исследований. Американский ученый
Дж. Милн провел обстоятельные опыты, целью которых было сравнение
информативности слуха и зрения при восприятии простых сигналов.
В одном из опытов испытуемым предлагалось различать по частоте звуковые
тона в диапазоне от 100 до 8000 герц. Когда воспроизводили два-три
тона, -испытуемые не ошибались. При пяти и более тонах количество
ошибок резко возрастало. Был сделан вывод, что при звучаний нескольких
тонов испытуемые могут принять и передать не более 2--2,5 бита *
информации. Примерно такой же результат был зафиксирован при восприятии
нескольких тонов одинаковой частоты, но переменного звукового уровня
(в пределах от 15 до 110 децибел) .
* Бит - стандартная двоичная единица информации - дает указание
о том, сколько взаимоисключающих выборок надо сделать, чтобы получить
правильный ответ (1оg22=1 бит; 1оg210 = = 3,32 бита).
Результаты опытов со зрительным восприятием немногим отличались
от результатов экспериментов со слухом. Когда раздражители, которым
подвергались испытуемые, различались по размеру, люди могли пропустить
2,8 бита информации, если же раздражители различались по яркости,
то пропускная способность человека не превышала 2,3 бита.
Таким образом, при восприятии элементарных сигналов пропускная способность
органов зрения и -слуха примерно одинакова. Однако способность к
нюансировке, к восприятию сложных сигналов у глаза значительно больше,
чем у уха. Известна также значительно большая пропускная способность
зрительного нерва в сравнении со слуховым, большая площадь участка
коры головного мозга, обслуживающего зрение, по сравнению с площадью
участка, обслуживающего слух, и т. п.
Но как может человек передать, описать ощущение, впечатление от
какого-либо воспринятого глазом образа? Глаза сами по себе могут
передавать некоторые достаточно сложные движения души, однако для
простейшего сообщения о том, что воспринятый его глазом цвет является,
скажем, синим, у человека нет парного глазу органа - передатчика
электромагнитных сигналов. Приходится прибегать к излучателю звуковых
сигналов - органу речи (или к движению пишущей руки).
"Может быть, эхо умеет передразнивать и зрение, как оно умеет
передразнивать голос?" - вопрошает Карлик в сказке О. Уайльда
"День рождения инфанты". Увы, нет, прелесть естественного
эха в земных условиях доступна только уху; только звук с его относительно
малой скоростью распространения дает достаточно длительную реверберацию.
Вот эта-то "парность" органов приема и передачи информации
придает им исключительную важность. "Там, где была речь, все
совершалось, все познавалось... Поистине не понимают того, кто мыслит
мыслью (но не говорит)" - писали еще брахманы в древней Индии, этой, по выражению Маркса, "колыбели наших языков". И
не потому ли мудрый Монтень в главе своих "Опытов", названной
им "Об искусстве собеседования", высказался так; "Самое
плодотворное и естественное упражнение нашего ума, по-моему, беседа... Вот почему если бы меня принудили немедленно сделать выбор, я, наверное,
предпочел бы скорее потерять зрение, чем слух и речь".
Мудрому достоин вторить лишь также мудрец. Один из великих материалистов
древности Гераклит, констатировавший, между прочим, что... "глаза
- более точные свидетели, чем уши", закончил свое рассуждение
словами: "Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить".
Следует полагать, что техническая психология - наука, которая сейчас
еще только зарождается, со временем в результате сложнейших исследований
подтвердит интуитивный вывод Гераклита, и вопрос о предпочтительности
того или иного органа чувств будет в значительной степени заменен
признанием их взаимодополняемости.
Другие страницы из книги И.И. Клюкина « Удивительный мир звука»