В этой книге автор стремится не столько сообщить
читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”,
т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения
из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему
их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок,
замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач,
парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся
к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений
научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода
составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим
целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна,
Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты,
помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную
роль в качестве живых иллюстраций.
Составитель старался, насколько мог, придавать изложению
внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он
руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету
повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует
более сознательному и прочному усвоению.
Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода
сборников, в “Занимательной физике” весьма мало места отводится
описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет
иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования.
Главная цель “Занимательной физики” — возбудить деятельность научного
воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и
создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний
с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно
входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался
придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в
следующих словах: “Популярный писатель подводит читателя к глубокой
мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных
данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных
примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя
на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает
не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, — напротив,
он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать
головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет
его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно”.
Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории
этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.
“Занимательная физика” “родилась” четверть века
назад и была первенцем в многочисленной книжной семье ее автора,
насчитывающей сейчас несколько десятков членов.
“Занимательной физике” посчастливилось проникнуть
— как свидетельствуют письма читателей — в самые глухие уголки Союза.
Значительное распространение книги, свидетельствующее
о живом интересе широких кругов к физическим знаниям, налагает на
автора серьезную ответственность за качество ее материала. Сознанием
этой ответственности объясняются многочисленные изменения и дополнения
в тексте “Занимательной физики” при повторных изданиях. Книга, можно
сказать, писалась в течение всех 25 лет ее существования. В последнем
издании от текста первого сохранена едва половина, а от иллюстраций
— почти ни одной.
К автору поступали от иных читателей просьбы воздерживаться
от переработки текста, чтобы не вынуждать их “из-за десятка новых
страниц приобретать каждое повторное издание”. Едва ли подобные
соображения могут освободить автора от обязанности всемерно улучшать
свой труд. “Занимательная физика” не художественное произведение,
а сочинение научное, хотя и популярное. Ее предмет — физика — даже
в начальных своих основаниях непрестанно обогащается свежим материалом,
и книга должна периодически включать его в свой текст.
С другой стороны, приходится нередко слышать упреки
в том, что “Занимательная физика” не уделяет места таким темам,
как новейшие успехи радиотехники, расщепление атомного ядра, современные
физические теории и т. п. Упреки такого рода — плод недоразумения.
“Занимательная физика” имеет вполне определенную целевую установку;
рассмотрение же этих вопросов — задача иных сочинений.
К “Занимательной физике”, помимо второй ее книги,
примыкает и несколько других сочинений того же автора. Одно предназначено
для сравнительно мало подготовленного читателя, еще не приступавшего
к систематическому изучению физики, и озаглавлено “Физика на каждом
шагу” (издание “Детиздата”). Два других, напротив, имеют в виду
тех, кто уже закончил изучение среднешкольного курса физики. Это
— “Занимательная механика” и “Знаете ли вы физику?”. Последняя книга
является как бы завершением “Занимательной физики”.
1936 г. Я. Перельман
Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман