На реках нередко встречаются вертикальные вихри
в воде – водовороты. У правого берега вихри имеют вращение по часовой
стрелке, у левого – против. Вихри с нисходящим движением воды вдоль
оси и воронкой на свободной поверхности известны под названием омутов,
вихри с восходящим движением воды называются суводями. Начинаясь
вблизи берегов, водовороты могут распространяться на значительную
часть поверхности реки. Интенсивность их возрастает со скоростью
течения. При прохождении через омуты и суводи ухудшается управляемость
судов, они чаще отклоняются от курса.
Даже при полном безветрии в морских проливах иногда
можно наблюдать бушующее море, когда пенящиеся и крутящиеся валы
и буруны, не имеющие видимого поступательного движения, обрушиваются
на корабль со всех сторон. Явление это известно под именем сулоя, или «толчеи волн». Возникает сулой из-за разнонаправленности приливо-отливных
течений. Особенно сильный сулой наблюдается в дни максимальных склонений
Луны в проливах Курильских островов и в районе Шантарских островов
(Охотское море). При прохождении через волны сулоя высотой до 5
м у малых судов ухудшается управляемость, резко возрастает сопротивление
движению.
Еще большее сопротивление движению наблюдается в
районе «мертвой воды». Вот как описывает это явление Ф. Нансен в
книге «Фрам» в полярном море»: «Судно «Фрам» попало в зону «мертвой
воды» и, несмотря на форсированную работу машин, почти не двигалось
с места. Оно будто тащило всю воду за собой. Своеобразное явление
эта «мертвая вода». Для изучения его представился здесь лучший случай,
чем мы хотели бы. Встречается оно, по-видимому, лишь там, где слой
пресной или сильно распресненной воды лежит поверх соленой морской
воды. Пресная вода увлекается судном, и оно скользит по тяжелой
соленой воде, как по твердой подстилке. Разница в солености этих
слоев очень велика. Так, например, вода, взятая с поверхности, вполне
пригодна для питья, а вода, поступавшая через кингстон, настолько
солона, что не годилась даже для котла. Что мы ни делали, чтобы
выбраться из «мертвой воды», – круто поворачивали судно, лавировали,
описывали полный круг – все напрасно. Лишь только машина переставала
работать, судно тотчас же останавливалось, точно схваченное чем-то
за корму».
«Мертвая вода» может наблюдаться при тихой погоде
на небольшом участке акватории в районе таяния ледников, айсбергов
или ископаемых льдов, в местах интенсивного выпадения осад-коз и
в устьях впадающих в море рек, когда морская вода покрывается слоем
воды пресной. Сопротивление движению корабля в «мертвой воде» возникает
благодаря внутренним волнам на поверхности раздела между соленой
и пресной водой, на образование которых затрачивается значительная
часть энергии силовой установки. Сопротивление это зависит от скорости
движения корабля и может в 9 раз превышать сопротивление движению
в нормальной воде. Кроме того, оно возрастает с приближением толщины
пресного слоя к осадке корабля и с увеличением разности плотностей
соленой и пресной воды.
Водовороты, сулой и «мертвая вода» – трудные условия для плавания небольших судов.
Главы из книги Вс. Арабаджи "Загадки простой воды"
Знаменитая Венеция - куда не кинешь взгляд - везде вода, ее так много! Но, как ни странно, когда-то жителям этого города катастрофически не хватало питьевой воды. В 9 веке им приходилось собирать дождевую воду, чтобы не умереть от жажды. Для этого устанавливались специальные резервуары, из которых по глиняным трубам, проложенным под каждой площадью, вода поступала в колодцы. Только в 1886 году появилась первая водопроводная система, доставляющая воду из горных источников.
Азбука физики Научные игрушки Простые опыты Этюды об ученых Решение задач Презентации