Картину И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» чуть не погубил сумасшедший, который ударом ножа распорол холст картины в Третьяковской галерее. Случилось это еще при жизни Репина, и поэтому за восстановление картины он взялся сам. Однако, со времени написания полотна прошло много времени, и художник постарел. Он стал заново писать лицо Ивана Грозного, налегая, однако, на холодные фиолетовые тона.
Чем дальше продвигалась работа, тем сильнее росло беспокойство окружающих. На глазах у всех художник портил свою картину. А когда он, довольный, отошел от станка, стало ясно: картина была погублена. Художника умоляли вернуться к своим старым краскам, но Репин только смеялся. Тогда решено было смыть все репинские исправления, и другой художник по репродукциям и по памяти восстановил картину в прежних тонах.
Много лет назад над странностями Репина задумался один физиолог: «Почему от многих картин художника, написанных в старости, веет холодом лиловых тонов?» Он проследил, как меняются
глаза пожилых людей, и нашел, что под старость хрустально-прозрачная среда глаза понемногу
желтеет. Значит, многие старики начинают глядеть на мир, как сквозь слабое желтое стекло.
А ведь желтое стекло потому и желто, что легко пропускает желтые и красные лучи, а фиолетовые
и синие поглощает. Синие тона окружающего мира становятся менее "видимыми" старческому глазу.
С похожим явлением все мы встречаемся каждый вечер!
Вечером при свете электрической лампочки, картины и весь окружающий нас домашний
мир меняют свои цвета. В свете электрических ламп много красных, оранжевых и желтых лучей. Поэтому в
свете электрических ламп, глаза как бы стареют...
Источник: журн. "Юный физик"