Среди народа распространился обычай измерять время длиной тени от собственного тела. Длина тени
можно было измерять также длиной человеческой стопы.
В Греции
в 6 веке до нашей эры богатые люди держали специальных рабов, следивших за временем. Эти «часовые» громко оповещали, что тень уменьшилась или увеличилась на одну ступню. «Приходи ко мне в гости в 6 ступней вечера!» - говорили люди. Проведет человек
у своих ног черту на земле, другой отметит, где тень заканчивается
и … раз, два, три…рано в гости!
Но время «шесть ступней» зимой наступает раньше, чем летом. Да и ранним утром или вечером измерять свою
тень ступнями – дело бестолковое –
растянется тень метров на десять – попробуй измерь!
Нужна была какая-то единая мера.
В деревнях время продолжали измерять по
старинке. Люди изыскивали и примитивные способы измерения
времени по тени, когда единственным пособием для этого была человеческая
рука с пятью пальцами.
Первые сообщения о таких солнечных часах относятся к началу XVI
в. Левую руку поворачивали ладонью кверху, и ее направленный вверх
большой палец, играл роль теневой стрелки.
Вместо пальца можно было использовать коротенький прутик, длиной с мизинец. Его зажимали между мизинцем и
безымянным пальцем и измеряли время примерно. Этот простой способ измерения времени сохранялся среди
сельского населения весьма долгое время. Во Франции, в Южной Германии
и некоторых других местах этот способ хорошо был известен даже в прошлом веке.
Измерение времени длиной тени кое-где сохранилось до позднего
средневековья. Известный путешественник Марко
Поло упоминает в одном месте описания своего путешествия
на Восток в 1298 г., что: «... определяли часы дня по длине тени,
отбрасываемой стоящей мужской фигурой»
Немецкий инженер Рудольф Дизель в 1879 году изобрел основательную, солидную машину.
Первые двигатели Дизеля, хоть и отличались высоким КПД, мало походили на современный. Они были прожорливы и ничего не признавали, кроме дорогостоящего керосина. Интерес к новой системе падал.
Но конструкторы завода Нобеля в Петербурге дизель усовершенствовали, и он заработал на нефти. Только после этой доработки двигатель Дизеля приобрел славу.
Азбука физики Научные игрушки Простые опыты Этюды об ученых Решение задач Презентации