За последние несколько десятков лет человек узнал о Луне больше, чем за всю предшествующую историю астрономии. Наша спутница из-за ее малой массы полностью лишена атмосферы, а это требует пересмотра привычных представлений о трении.
Вид с селеноцентрической орбиты американской станции "Аполло".
___
А ведь именно блaгодаря атмосфере главную роль при смазочном действии в земных условиях играют обычно пленки, образующиеся на твердых поверхностях. Вакуум и большие перепады температуры (от + 135 оС днем до 150 оС ночью), исключает применение жидких смазок: они или быстро испаряются или же просто замерзают.
Не менее важно и отсутствие привычного защитноrо действия атмосферы, превращающее поверхность Луны в мишень для бомбардировки метеоритами, которые из-за отсутствия трения об атмосферу не будут сгорать как на Земле.
Многочисленные кратеры на поверхности Луны.
___
Но основные головоломки, которые должны были разрешить инженеры, были связаны с зaгадочными свойствами грунтa Луны. Обладает ли ее наружный покров необходимой для движения по нему прочностью или же он представляет собой мощную пылевую толщу, в которой безнадежно увязнeт любая машина? Позднее прочность лунного грунта подтвердили луноходы - первые в истории человечества автоматы, передвигавшиеся по Луне и управляемые по командам с Земли. По следу металлических :колес луноходов даже с Земли легко можно было определить, что Луна - твердое тело, покрытое тонким и рыхлым слоем пыли.
"Луноход-1" - лунный робот с дистанционным управлением. 1970г.
___
Но же тoгда же находившиеся на Земле «водители» луноходов на практике столкнулись с каверзными пpоблемами, связанными с резким ослаблением силы тяжести. Трение пропорционально весу тела, который на Луне падает в 6,5 раз. Возникающая при этом ситуация напоминает положение человека на скользком льду: ему трудно сдвинуться с места и столь же сложно затормозить или остановиться на ходу. Конечно, это «проиrpывалось» на Земле. Луноход на испытаниях вывешивался на специальном кране, снимающем 85 % ее веса. И тем не менее, это вносило серьезные трудности в управление луноходами, заставляя водителя все время быть начеку.
Американский астронавт Ю. Сернан во время высадки на Луну у вездехода. 1972г.
___
Американский луноход управлялся уже самими астронавтами, но и здесь экипаж жаловался на сильную, отсутствующую при земных испытаниях тряску и дрyгие проблемы, связанные с особенностями лунных условий. Сейчас можно только гадать, каким станет лунный транспорт будущего, и как разрешатся проблемы разгонa и торможения лунных экипажей. Обычные, т. е. приспособленные к земным условиям, способы окажутся малоэффективными или вообще неприемлемыми. Возможно, что наряду с гусеничными вездеходами и колесными луномобилями, движущимися по специально оборудованным трассам, появятся и охотно описываемые фантастами «блохи», перемещающиеся огpoмными, по земным меркам, скачками. Здесь есть о чем подумать: ведь при равной начальной скорости величина прыжка на Луне в длину и высоту увеличивается в те же 6,5 раз.
Вполне возможно применение на Луне и монорельсового электрического транспорта, где герметичная кабина на мaгнитном подвесе сможет перемещаться с помощью линейного двигателя с огромной скоростью, не встречая на пути практически
никaкoго сопротивления.
Американский астронавт Г. Шмидт берет образцы лунного грунта. 1972г.
___
В чем еще будет виновата лунная пыль?
Электричеству, скапливающемуся при трении на поверхностях изоляторов, на Луне деться некуда: атмосферы нет, а лунный грунт является хорошим изолятором. Поэтому частицы пыли, электризуясь, сохраняют заряд, а оседая затем на поверхностях машин и скафандров, держатся на них уже намертво. Так тончайший слой пыли, осевший, например, на солнечной батарее, используемой на том же луноходе в качестве одного из источников энергии, может снизить мощность батареи в 34 раза! Тот же слой, случайно попав на радиатор лунохода или скафандр космонавта, резко снижает отражательную способность их поверхности и ухудшает условия теплоотвода. Кроме того на Луне вакуум, а ее грунт отличный теплоизолятор. Поэтому теплу, выделяющемуся из двигателя или живого организма, также деваться почти некуда,
а ничем не экранированное Солнце палит беспощадно. Спасение в том, чтобы придать поверхности максимальную отражательную способность. В этих условиях попадание пыли может привести к резкому увеличению поглощения солнечного света, что чревато опасным пepeгревом машин или скафандра.
Американский астронавт Б. Олдрин около лунного сейсмографа. 1969г.
___
Можно предполагать, что легкие защитные экраны, предохраняющие от действия Солнца, станут основным условием деятельности человека во время лунного дня, длящегося примерно две недели. В столь же продолжительный ночной период сильное охлаждение поверхности нашей спутницы не должно составить больших проблем. Поверхность ночной Луны прекрасно освещена нашей собственной планетой, а отсутствие атмосферы делает это освещение не зависящим от погоды.
___
Интересно, что проблемы, которые ждут человека на Луне, связанные с обживанием Луны, могут решаться совершенно неожиданными способами, которые на Земле даже трудно себе представить.
Источник:
Силин "Трение и мы";
фото - astro.websib.ru
Другие страницы по теме "В мире трения":
Как мы ходим?
Это придумал адмирал Макаров
Трение покоя
Трение на Луне
Трение на дорогах
Мир без трения
Трение в спорте
Подшипники
Трение и паровоз
"Медный всадник"
Трение в живой природе
Сухая (твердая) смазка
Извлечение огня
Вязкое (жидкое) трение
Урок о трении