При стирке без мыла грязь с ткани переходит в воду за счёт диффузии, которая облегчается движением воды и механическим перетиранием белья. Перетряска белья при стирке периодически растягивает и сжимает ткань, при этом поры ткани (расстояния между нитями) тоже растягиваются и сжимаются. Ускоряет диффузию и подогрев воды для стирки.
Мыло или стиральный порошок помогают отрывать загрязнения от ткани, так как обладают хорошей смачиваемой способностью. Моющая жидкость легко проникает в поры ткани и между грязью и отстирываемой поверхностью. Поверхность ткани и частицы грязи обволакиваются тонкой пленкой мыла, при этом уменьшается сцепление частиц грязи между собой и тканью. При перетряхивании ткани мыльная плёнка попадает под загрязнения, налипшие на ткань. Молекулы мыла образуют тонкую пленку, которая обладает высокой механической прочностью.
Молекулы мыла сильно связаны друг с другом, и разорвать эту пленку очень трудно. Поэтому при стирке пленки из скопившихся молекул мыла не разрушаются и препятствуют обратному прилипанию уже оторвавшихся частиц грязи к поверхности ткани. Даже при небольшом механическом воздействии частицы загрязнений легко отделяются и переходят в раствор. Если же ткань неподвижно лежит в воде, то никакие самые современные средства для стирки не смогут быстро удалить загрязнения. Молекулы мыла образуют тонкую пленку, которая обладает высокой механической прочностью.
При растворении моющих веществ образуется мыльная пена из пузырьков воздуха, которые попадают внутрь воды при ее перемешивании. При этом пузырьки обволакиваются пленкой мыла. Потом они всплывают к поверхности воды, т.к. воздух л имеет меньший удельный вес, чем вода. Пена способствует механическому уносу загрязнений. При взбалтывании моющего раствора частицы загрязнений, покрытые мыльной пленкой, прилипают к пленкам пузырьков и вместе с ними всплывают, сталкиваясь в пене. Обычно образовавшаяся пена держится долго, так как этому способствует высокая прочность мыльных пленок.
Таким образом, механическое воздействие, повышенная температура воды и пена облегчают процесс стирки.
Первую шлюпку из бетона сделал еще в 1849 году француз Т. Ламбер.
Через полвека, в 1900 году французская строительная фирма « Френше и Синглер» построила железобетонную шаланду для землечерпательных работ.
В 1906 году в Италии спустили на воду буксируемую железобетонную баржу грузоподъемностью 150 т.
С 1910 года железобетонные суда появились уже а США и Англии, В Дании и Германии, в Голландии, Швеции, Норвегии. В годы Первой мировой войны сталь стала дефицитом, и строительство «каменных» судов стало быстро развиваться.
Первым в мире самоходным судном из бетона был норвежский теплоход «Намсенфьорд» водоизмещением 200 т. Оно развивало скорость около 10 узлов.
В США Л. Комин построил железобетонное судно «Фейт» водоизмещением 3000 т. 12 аналогичных судов, построенных чуть позднее, эксплуатировались до 1920-х годов.
Во время Второй мировой войны к 1944 году, по причине дефицита на сталь, вновь были заказаны на судостроительных заводах 24 железобетонных судна водоизмещением 11 тыс. тонн. Два из них участвовали в высадке союзных войск в Нормандии, были затоплены на мелководье и использовались далее как волноломы.
В конце 20 века вновь появились проекты «каменных» судов из современных материалов на основе цемента. Среди них были и транспортная подводная лодка, и погружная баржа для перевозки жидких грузов на глубине 50 метров, и теплоходы водоизмещением 60 тыс. тонн.
Азбука физики Научные игрушки Простые опыты Этюды об ученых Решение задач Презентации