Первое подобие стеклянных зеркал было создано римлянами в 1 веке нашей эры. Ведь и плоское
стекло появляется тоже впервые у римлян. Оно изготовлялось путем отливки листов толщиной около 1 см и площадью до 0,5 кв. м. К сожалению, стекло не было прозрачным. Римляне просто накладывали стеклянную пластинку на свинцовую или оловянную подкладку. Однако после падения Западной Римской империи следы использования этой технологии исчезают.
___
Далее в VIII веке н.э. стеклянные зеркала появились в Голландии. Именно там, впервые была освоена кустарная технология их производства.Средневековое стекло по технологии изготовления в корне отличалось от древнеримского. Оно получалось не отливкой, а выдуванием.Работник выдувал шар из стекла, потом вливал в него расплавленное олово , а когда олово застывало ровным слоем по внутренней поверхности, шар разбивали на куски. Правда отражение было искаженным.
Однако, в начале средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Теперь средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и… специальными тазиками с водой
___.
Вновь стеклянные зеркала появились только в 13 веке.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположенный около Венеции.
Сначала стеклодувы ыдували стеклянную шарообразную заготовку, которая преобразовывалась в сосуд цилиндрической формы. После охлаждения такого изделия дно и верхняя часть его отрезались. Оставшийся открытый с двух концов цилиндр при постепенном разогревании специальными вальками распрямляли в плоский лист.
Мастера Венеции додумались, как покрывать оловом плоскую поверхность, хотя, как утверждают историки, техника покрытия раскатанного стеклянного цилиндра на плоскости свинцом или оловом все-таки была завезена на Мурано в конце 15 века из Франции. На гладком куске мрамора расстилали листок олова и поливали его ртутью. Олово растворя лось в ртути, получилось то, что называют амальгамой. На нее накладывали лист стекла, и серебристая блестящая пленка амальгамы, толщиной с папиросную бумагу, плотно приставала к стеклу. Так было сделано первое настоящее зеркало.
На протяжении XVI столетия венецианцы упорно трудились над усовершенствованием, стремясь обеспечить свое зеркальное производство листами стекла больших размеров. Размеры листов были доведены до 2 кв. м. Вес порции стекла, набиравшейся на конец выдувательной трубки, доходил до 15—20 кг. Для раздувания цилиндра длиной около 2 м мастеру не хватало воздуха в легких, поэтому раскачивали стеклянные заготовки в глубоких ямах, которые устраивались около каждого рабочего места. А чтобы предохранить мастера, размахивающего полуторапудовым грузом, от падения в яму, его привязывали цепью к столбу.
В 1507 году венецианец dal Gallo получил привилегию выпускать плоские "хрустальные" зеркала (т.е. очень прозрачные) в течение 20 лет. В отражающие составы добавляли золото и бронзу, поэтому все предметы в венецианском зеркале выглядели красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. В 1500 году во Франции обычное плоское зеркало размером 120 на 80 сантиметров стоило в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля . Венеция долго сохраняла способ выработки зеркал в глубокой тайне.
Интересно, что в старейшем Нерчинском краеведческом музее в Забайкалье хранятся уникальные Венецианские зеркала, купленные купцом Бутиным в 1878 году на Всемирной выставке в Париже и до сих пор считающиеся самыми большими зеркалами в мире (до 16 кв.м.).
___
В XVII веке министр Людовика XIV Кольбер золотом соблазнил несколько мастеров из Мурано и вывез их во Францию. Французы вскоре превзошли своих венецианских учителей и открыли
свой способ выделки больших зеркал. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключалась в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали чугунным вальцом.Получался большой лист зеркального стекла, но он не был достаточно гладким. Затем с помощью песка шлифовали стекла для зеркал. Это была кропотливая и тяжелая работа. На один стеклянный лист клали плашмя другой, между ними насыпали песок и затем начинали равномерно водить верхним листом по нижнему. Чтобы хорошенько отшлифовать стеклянный лист даже для небольшого зеркала, два человека должны были поработать часов тридцать. Однако, после шлифовки стекло делалось матовым, непрозрачным. Теперь надо было его полировать. Полировали стекло, водя по нему маленькой дощечкой, обитой войлоком. Полировка требовала еще больше времени, чем шлифовка: до семидесяти часов. Сто часов необходио было для того, чтобы сделать гладким стекло для одного зеркала!
___
Первый цех для производства зеркал появился в 1373 году в немецком городе Нюрнберге. Зеркальных дел мастера объеденились и производили свои зеркала до 17 века.
С XIX века в качестве металлической основы под стекло стали использовать серебро, и зеркала стали получаться более качественными. Вместе с тем перестали использовать ртуть, пары которой были губительны для человека.
Другие страницы по теме « Страна "Зазеркалье"»
Древние металлические зеркала
Старинные стеклянные зеркала
Сигнальное зеркало
Секрет Этрусских зеркал
Волшебные зеркала
Ещё о волшебных зеркалах
Перископ
Зеркало разведчика
Зеркало художника
Цилиндрические зеркала
Как делают зеркала
Зеркала Архимеда
Сферические зеркала
Зеркала для развлечений
Опыты с зеркалами
Калейдоскоп
Необычные зеркала
"Зеркальные"предрассудки
Зеркало, которое не врет
Вогнутые зеркалa
Антизеркало для видимого света