Во многих тепловых машинах, будь то ДВС в автомобиле или котлы
и турбины огромных электростанций, немалая доля энергии теряется
с выхлопом. А массовых устройств для утилизации этого дарового
тепла до сих пор нет. Почему?
Казалось бы, стоит преобразовать в полезную энергию (электричество
или вращение выходного вала) хотя бы часть бросового тепла — и
общий КПД двигателя или электростанции заметно вырастет. Решений
этой задачи мир видел немало, но ни одно из них не получило действительно
широкого распространения.
Причина в том, что КПД дополнительных преобразователей не может
быть высоким — несколько процентов, не больше, ведь разница между
температурой выхлопных газов и окружающей среды невелика. А раз
так, возникает вопрос: "Стоит ли овчинка выделки?".
И тут ключевым моментом становится стоимость преобразователя.
Если тепловую машину удастся изготовить из наименьшего числа деталей
и наиболее дешёвых материалов, возможно, смысл в утилизации бросового
тепла и появится. Один из оригинальных проектов такого рода — миниатюрная паровая
машина калифорнийского изобретателя Роберта Грина, основавшего
компанию Green Steam Engine. Построенные Грином образцы весят примерно 2,3 килограмма, не считая
маховика. Правда, выходной мощности изобретатель не сообщает,
так что сравнивать машинки не с чём. Но в любом случае видно,
что они устроены проще, чем паровые машины прежних систем. . Главным отличием паровика Грина от предшественников является
способ преобразования возвратно-поступательного движения поршней
паровой машины во вращательное движение выходного вала. Занимается
этим "трансмиссия с гибким стержнем", на которую Роберт
ещё в 2003-м получил патент.
Изюминкой механизма являлась возможность от одного кривошипа двигать
взад-вперёд сразу несколько рычагов, да ещё (при необходимости)
каждый из них — со своей амплитудой и произвольной фазой. И всё
это — при минимуме деталей. Такая машинка могла бы найти применение в автомобилях. Но сам
Грин полагает, что его аппарат, в первую очередь, может стать
универсальным движком для вращения различных домашних машин —
небольших водяных насосов, маленьких деревообрабатывающих или
шлифовальных станков, электрических генераторов для зарядки автомобильных
аккумуляторов. А питаться паровик может практически от любого
источника тепла — будь то спиртовка или дровяная печка. Или выхлоп
большого ДВС.
http://www.membrana.ru/
Другие страницы по теме «Достижения науки и техники начала 21-го века»:
В древнем Риме (2 тыс. лет назад) было 952 общественные бани. Эти бани — термы — поражают огромностью размеров.
Общая площадь их достигала 125 тыс. кв. м, а бассейны для плавания имели поверхность до 1 700 кв.м. В термах имелись холодная и горячая вода, ванны, парные комнаты, раздевалки, помещения с лежанками для отдыха.
Бани работали даже ночью при свете нескольких тысяч лампад!
Ежедневно потребление воды в древнем Риме достигало 750 млн. литров.
Азбука физики Научные игрушки Простые опыты Этюды об ученых Решение задач Презентации