смотри начало
КАМЕРА - ОБСКУРА
(продолжение)
В 17 веке была создана первая компактная камера-обскура. Ее легко можно было переносить и поворачивать.
Иоганн Цан в 1685 году создал рефлексную камеру-обскуру. У этой камеры зеркало помещалось внутри под углом 45 градусов к линзе и изображение отражалось в верхней части ящика, где находилось матовое стекло, покрытое калькой для обводки получаемого изображения,
Усовершенствования, которые претерпела камера-обскура:
в передней стенке появилось двояковыпуклое стекло (объектив), в заднюю стенку вставлялась рамка с матовым стеклом, для удобства зарисовки внутри ящика стали помещать наклонное зеркало, которое отражало изображение на прозрачную крышку аппарата.
К 17 веку камеры-обскуры поделились на маленькие переносные и большие в виде комнаты,
а также были распространены камеры-обскуры в виде закрытых кресел и тентов.
Так выглядела, например, камера - обскура в 1769 году: светонепроницаемый ящик с зеркалом.
А это - усовершенствованная камера-обскура, применявшаяся Дж. Б. Портой в 1734 г. :
зеркало, наклоненное под углом 45° к горизонту и собирающая линза, проецирующая на бумагу для рисунка изображение внешнего предмета.
Камеру – обскуру можно было приспособить и для копирования рисунков. Если вместо светонепроницаемой верхней стенки камеры вставить матовое стекло, то можно скопировать рисунок, полученный с помощью камеры.
В 17-18 веках особенно широко стала использоваться камера-обскура среди проффессиональных художников.
Многие художники использовали камеру—обскуру для создания пейзажей и портретов. Она не обеспечивала высокой резкости изображения, хотя все-таки резкость изображения могла быть повышена путем уменьшения диаметра отверстия. Камеры обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света, а вместо простого отверстия использовался объектив, что позволяло увеличить яркость и резкость изображения.
Голландец Ян Вермеер с помощью камеры-обскуры достиг в городских пейзажах почти фотографической объективности.
Так выглядит фрагмент пейзажа Яна Вермеера Детлефского, созданного при помощи камеры—обскуры.
При помощи камеры работал художник Каналетто, изображая Венецию. Именно он считается создателем жанра венецианской ведуты, когда при создании картин с целью повышения точности изображаемого художник использовал камеру-обскуру. Многие появившиеся в те времена картины и гравюры с изображением панорам городов и улиц были до мельчайших деталей абсолютно точны, что было явным признаком работы с применением камеры-обскуры.
В середине 18 века в России была распространена камера-обскура под названием «махина для снимания перспектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были почти документально запечатлены виды Петербурга и окресностей. Известный «ландкартный гравер и в перспективе мастер» М. Махаев к 50-летию Петербурга очень быстро выполнил два десятка «першпектов» столицы, а затем и виды других городов.
смотри продолжение