ИЗОТОПЫ
В природе встречаются атомные ядра одного и того же химического элемента с одинаковыми зарядами (число Z), но с различными массовыми числами (число А).
Английский ученый Ф.Содди предложил назвать такие ядра изотопами.
Все изотопы одного и того же химического элемента стоят в одной клетке таблицы Менделеева.
Так как заряды ядра изотопов одного химического элемента одинаковы, они имеют одинаковое строение электронных оболочек, и следовательно, обладают одинаковыми химическими свойствами.
Из-за разного числа нейтронов ядра различных изотопов одного и того же химического элемента обладают разными массами и могут отличаться по физическим свойствам, например, по способности к радиоактивному распаду.
Изотопы могут быть не только у радиоактивных веществ.
Исследования показали, что изотопы имеются у всех химических элементов.
Так у кислорода - 3 стабильных изотопа, у свинца - 10, у урана - 8 (и все они нестабильны).
В природе изотопы перемешаны: например, в 1 г вещества могут присутствовать одновременно атомы этого элемента с разной массой ядра, т.е. различные изотопы.
У изотопов массовые числа представляют собой целые числа. А в таблице Менделеева массовое число химического элемента является дробным, т.к. это среднеарифметическое значение массовых чисел всех изотопов данного химического элемента.
Вспомни тему "Атомная физика" за 9 класс:
Радиоактивность.
Радиоактивные превращения.
Состав атомного ядра. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект масс.
Деление ядер урана.
Ядерная цепная реакция.
Ядерный реактор.
Термоядерная реакция.
Другие страницы по теме "Атомная физика" за 10-11 класс:
Строение атома
Квантовые постулаты Бора
Методы регистрации частиц
Естественная радиоактивность
Радиоактивный распад
Закон радиоактаивного распада
Ядерные силы
Открытие электрона
Открытие протона
Открытие нейтрона
Строение ядра атома
Изотопы
Энергия связи ядра
Ядерные реакции
Деление ядер урана. Цепная реакция
Ядерный реактор. Атомная бомба
Термоядерная реакция
Водородная бомба
Топливные ресурсы. Ядерная энергетика
ОХ, УЖ ЭТИ ФИЗИКИ ...
Как известно, Д.И.Менделеев, составляя периодическую таблицу химических элементов, оставлял пустые места для еще не открытых, но, по его убеждению, существующих в природе элементов. В настоящее время почти все клетки таблицы, кроме первой, уже заполнены. В первую клетку своей таблицы Менделеев поместил атом эфира.
___
В своем выступлении на конференции по ускорителям (октябрь 1968 г., Москва) академик М.А. Марков привел слова Жолио-Кюри: «Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии».
___
Резерфорд демонстрировал слушателям распад радия. Экран то светился, то темнел.
- Теперь вы видите, – сказал Резерфорд, – что ничего не видно.
А почему ничего не видно, вы сейчас увидите.
___
Над дверью своего деревенского дома Бор прибил подкову, которая, согласно поверию, должна приносить счастье. Увидев подкову, один из посетителей воскликнул: «Неужели такой великий ученый, как вы, может действительно верить, что подкова над дверью приносит удачу?» – «Нет, – ответил Бор, – конечно, я не верю. Это предрассудок. Но, вы знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит».
___
Австрийско-швейцарский физик Вольфганг Паули был стопроцентным теоретиком. Его неспособность обращаться с любым экспериментальным оборудованием вошла у друзей в поговорку. Утверждали даже, что ему достаточно просто войти в лабораторию, чтобы в ней что-нибудь сразу же переставало работать. Это мистическое явление окрестили «эффектом Паули» (в отличие от знаменитого «принципа Паули» в квантовой теории). Из документально зарегистрированных проявлений эффекта Паули самым поразительным, несомненно, является следующий. Однажды в лаборатории Джеймса Франка в Геттингене произошел настоящий взрыв, разрушивший дорогую установку. Время этого ЧП было точно зафиксировано. Как потом оказалось, взрыв произошел именно в тот момент, когда поезд, в котором Паули следовал из Цюриха в Копенгаген, остановился на 8 минут в Геттингене.
___
Нильс Бор любил ходить в кино, причем из всех жанров признавал только один – ковбойские вестерны. Когда Бор по вечерам начинал жаловаться на усталость и рассеянность и говорил, что «надо что-то предпринять», все его ученики знали, что лучший способ развлечь профессора – сводить его на что-нибудь вроде «Одинокого всадника» или «Схватки в заброшенном ранчо».
После одного из таких просмотров, когда по дороге домой все подсмеивались над непременной и избитой ситуацией – герой всегда хватается за револьвер последним, но успевает выстрелить первым, – Бор неожиданно стал утверждать, что так на самом деле и должно быть.
Он развил теорию, согласно которой злодей, собирающийся напасть первым, должен сознательно выбрать момент, когда начать движение, и это замедляет его действия, тогда как реакция героя – акт чисто рефлекторный, и потому он действует быстрее.
С Бором никто не соглашался, разгорелся спор. Чтобы разрешить его, послали в лавку за парой игрушечных ковбойских револьверов. В последовавшей серии «дуэлей» Бор, выступая в роли положительного героя, «перестрелял» всех своих молодых соперников!
Трудно себе представить, что привлекало Бора в этих картинах. «Я вполне могу допустить, – говорил он, – что хорошенькая героиня, спасаясь бегством, может оказаться на извилистой и опаской горной тропе. Менее вероятно, но все же возможно, что мост над пропастью рухнет как раз в тот момент, когда она на него ступит. Исключительно маловероятно, что в последний момент она схватится за былинку и повиснет над пропастью, но даже с такой возможностью я могу согласиться. Совсем уж трудно, но все-таки можно поверить в то, что красавец ковбой как раз в это время будет проезжать мимо и выручит несчастную.
Но чтобы в этот момент тут же оказался оператор с камерой, готовый заснять все эти волнующие события на пленку, – уж этому, увольте, я не поверю!»