МОЖНО ЛИ НАПИСАТЬ КНИГУ ОДНИМ КАРАНДАШОМ ?
Подсчитано, что одним карандашом со стержнем длиной 18 см можно провести линию в 55 км или написать 45 000 слов!
Само слово «карандаш» произошло от тюркских «кара» — черный и «даш», «таш» — камень.
___
С 14 века художники, в том числе и Боттичелли, и Дюрер и др., использовали для рисования в основном палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком или серебра, и называли их "свинцовыми" ( по-немецки der Bleistift ) или "серебряными карандашами".
Такие палочки оставляли на бумаге четкие серые штрихи. Дошедшие до наших дней рисунки эпохи Возрождения, выполненные ими, со временем стали коричневыми.
Кроме "серебряных карандашей" в те далекие времена пользовались ещё и черным сланцем. В 14 веке появился так называемый итальянский карандаш из глинистого сланца, придававший рисунку матовый оттенок.
К этому же периоду относится и широкое использование карандашей из порошка жженой кости, скреплённого растительным клеем.
___
Современный карандаш рождался на свет дважды.
В 16 веке в Англии, в графстве Камберленд, было открыто месторождение ранее неизвестного минерала — графита (от греческого grapho — «пишу»).
Англичане начали изготавливать из этого материала тонкие заостренные на конце палочки и использовали их для рисования. Они были мягкими, пачкали руки и подходили в основном для рисования. Художники, зажимали графитовые палочки между кусочками дерева или обворачивали их бумагой. Так как месторождение минерала было небогато, английская королева издала указ, разрешавший добычу графита не более 6 недель в году.
В конце 18 века английский парламент ввел запрет на вывоз графита из Камберленда.
Однако, вскоре месторождение графита в Англии иссякло.
Второе рождение карандаша состоялось в 1795 году, когда французский ученый и изобретатель Николя Жак Контэ и чех Гардмут независимо друг от друга разработали технологию получения карандашных стержней из смеси графита и глины. После обработки высокой температурой получался графитовый стержень высокой прочности. Появилась возможность делать графитовые стержни различной твердости. Чем больше в стержне графита, тем темнее и мягче грифель карандаша.
В 1846 году выпускали карандаши уже семнадцати степеней твердости. Кстати, Йозеф Гартмут был основателем компании по производству карандашей, которую позже узнали во всем мире под маркой "Koh-i-Noor".
Первоначально графит заправлялся в металлическую трубочку, часто золотую, позднее "рубашка" карандаша стала деревянной.
Шестигранную форму карандаша предложил в 19 веке граф Лотар фон Фаберкастл. После внедрения новой формы шестигранные карандаши стали легче удерживаться на наклонных поверхностях столов и конторок.
В 1913 году омский мещанин Гиндельман запатентовал изобретение — «ручку для карандаша, отличающуюся тем, что для выдвигания графитового стержня, помещенного в канале, служит палец гайки».
В 1912 году в Японии в центре Токио открылась небольшая мастерская, выпускавшая вечно острые карандаши. Оригинальный механизм, позволял поддерживать карандашное острие в рабочем состоянии. Грифель выдвигался наружу благодаря вращению металлического футляра.
В Европе и США "карандаш японца Хаякавы" завоевал популярность. Изделие получило имя - "вечно острый карандаш", Ever-Ready-Sharp Pencil. Отсюда ведет свое происхождение название знаменитой ныне корпорации Sharp.
Так появился механический карандаш.
|